Класнаму кіраўніку

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.

Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.

Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?

1.  На первом родительском собрании необходимо представьте новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2.  Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

3.  Постоянно поддерживайте контакт с педагогом-психологом и педагогом социальным.

4.  Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и ФИО учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

6.  Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7.  Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

  1. Знакомство с документами ученика.
  2. Знакомство с детьми на медицинском осмотре перед началом учебных занятий.
  3. Проведение анкетирования среди детей и их родителей.
  4. Посещение семьи учащегося в течение первой четверти.
  5. Составление социального паспорта класса до 15 сентября.
  6. Проведение тематических классных часов (не реже одного раза в две недели).
  7. Проведение тематических родительских собраний (не реже одного раза в четверть).
  8. Ежедневный контроль за посещаемостью учащегося, еженедельная сдача отчета о посещаемости социальному педагогу школы.
  9. Еженедельный контроль за успеваемостью учащегося (заполнение дневников не реже одного раза в неделю), отчет об успеваемости учащихся заместителю директора в конце четверти.
  10. Помощь родителям в устройстве учащихся в кружки и секции.
  11. Организация внеклассной работы с учащимися (не менее одного внекл. мероприятия в месяц).
  12. Участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.
  13. Организация дежурства по классу и по школе, проведение необходимого инструктажа.
  14. Действия классного руководителя в ситуации:

Ситуация

Действия классного руководителя

1

Учащийся систематически пропускает занятия без уважительной причины.

1.Своевременно письменно информировать родителей о пропусках.

2.Посетить семью на дому. Составить акт обследования ЖБУ.

3.Вызвать родителей в школу для беседы. Отметить в журнале воспитательной работы.

4.Если пропуски продолжаются, предоставить зам. директору по ВР докладную записку, характеристику и акт обследования ЖБУ.

2

Учащийся нарушает правила поведения в школе.

1.Провести беседу с учащимся.

2.Потребовать объяснительную записку.

3.Если нарушения продолжаются, пригласить для беседы родителей ребенка.

4.Посетить семью на дому с составлением акта обследования ЖБУ.

5.Если поведение учащегося не исправляется, предоставить докладную записку зам. директору по УВР.

3

Учащийся нанес травму ученику школы.

1.Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

2.Выяснить причину ссоры.

3.Потребовать объяснительные записки от участников инцидента.

4.Предоставить в совет по профилактике безнадзорности и правонарушений докладную записку о случившемся.

5.Пригласить на заседание совета по профилактике безнадзорности и правонарушений родителей виновного и пострадавшего.

4

Учащийся имеет неудовлетворительные оценки по предметам школьной программы.

1.Своевременно выставлять текущие оценки в дневник учащегося.

2.Требовать от учащегося подписи родителей в дневниках.

3.Приглашать родителей в школу для беседы с учителями-предметниками.

4.Если успеваемость не улучшается, посетить семью на дому с целью обследования ЖБУ учащегося.

5.Контролировать посещение учащимся поддерживающих занятий по предметам.

6.Если успеваемость продолжает снижаться, предоставить докладную записку зам. директора по УВР.

В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283, воспитательную работу с учениками класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Основанием для осуществления учителем организационно-воспитательной работы  (классного руководства) служат должностные обязанности учителя, определенные в 28 выпуске Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105. Классный руководитель назначается приказом руководителя учреждения образования из числа учителей на период обучения учащихся в учреждении общего среднего образования.

Организация работы классного руководителя регламентируется инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 24, 2012).

Основные направления идеологической и воспитательной работы, осуществляемой классным руководителем, определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 16, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.

Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день). Подробно механизм планирования описан в методических рекомендациях «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет», «Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования» (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 6, 2012).

Процесс документирования организационно-воспитательной работы классного руководителя регламентирован Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 (в редакции постановления от 07.10.2011 №70), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2013 № 52 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70»  из расчета 5 тарифицируемых часов на один класс-комплект. Количество тарифицируемых часов на одного классного руководителя определяется решением руководителя учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы.

При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности.

Дополнительно сообщаем, что разъяснения по применению постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования» содержатся в письме Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2005 № 03-11-2-03/54 «О некоторых вопросах применения постановления Министерства образования».

Классный руководитель составляет социально-педагогическую характеристику класса, поддерживает ее в актуальном состоянии в течение всего года.

С целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей в учреждении образования организуется работа учебно-методического объединения классных руководителей. Содержание деятельности данных объединений определяется задачами работы учреждения на учебный год, а также индивидуальным образовательным запросом членов учебно-методических объединений.

Примерный алгоритм деятельности классного руководителя

  1. Изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого учащегося с целью совершенствования воспитательного процесса.

Успешная реализация данных требований во многом зависит от правильного понимания сущности, содержания индивидуальной воспитательной работы, глубокого знания и умелой реализации всего многообразия ее методов.

В решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя самые распространенные формы и методы воспитания обучающихся. Основными формами реализации задач индивидуального воспитания являются:

  • педагогическое наблюдение;
  • изучение документов, характеризующих обучающихся;
  • индивидуальные воспитательные беседы;
  • анализ итогов воспитательных мероприятий;
  • беседы с учителями-предметниками;
  • социально-психологические исследования и др.

Педагогическое наблюдение – это изучение индивидуальных качеств обучающихся, его реакции на влияние внешних и внутренних факторов в классном коллективе, уровня взаимоотношений с другими обучающимися, педагогами.

Изучение документов, характеризующих обучающихся – это ознакомление с документами, находящимися в личном деле обучающихся.

Индивидуальная воспитательная беседа – это разговор между классным руководителем и обучающимся по заранее запланированной теме, предполагающий обмен мнениями между ними. Индивидуальная воспитательная беседа имеет цель, вопросы для обсуждения. По итогам беседы делается вывод. При проведении индивидуальной воспитательной беседы классный руководитель должен уважать национальные, религиозные чувства ученика, соблюдать чувство такта, не допускать грубости. С согласия обучающегося могут задаваться вопросы, касающиеся внутрисемейных отношений.

Анализ итогов воспитательных мероприятий – это изучение воспитательных мероприятий, степень участия обучающихся в них, результаты мероприятий, их влияния на внутреннее состояние личности, положение в классном коллективе.

Беседы с учителями-предметниками – это изучение индивидуального мнения педагогических работников об учащемся: успеваемость, активность на уроках, необходимость помощи в учебной деятельности.

Социально-психологические исследования - это изучение личности по результатам диагностических исследований и рекомендаций педагога-психолога, педагога социального и других специалистов.

Знание индивидуальных особенностей каждого обучающегося, групповых особенностей классного коллектива поможет определять обучающимся задания в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями и прогнозировать их отношения и поведение в классном коллективе. Наряду с другими формами и методами необходимо широко использовать индивидуальную воспитательную работу с каждым членом классного коллектива, активно использовать воспитательные возможности коллектива, постоянно анализировать итоги воспитательной работы, своевременно вносить коррективы в методику воспитания с учетом меняющихся индивидуальных и групповых особенностей обучающихся и др. Все это будет способствовать совершенствованию воспитательного процесса. 

  1. Осуществлять в классе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей учащихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды.

Осуществляя в классе идеологическую и воспитательную работу, следует помнить, что ее содержание для каждого возрастного этапа будет отличаться друг от друга. Так, для учащихся I ступени обучения весь образовательный процесс будет построен больше на наглядности с использованием игровых моментов. Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов.

Для подростков важным становится общение со сверстниками, проявление потребности в самоутверждении и готовности действовать. В чем можно помочь им через организацию различных внеурочных мероприятий, где они могут проявить свои новые возможности через коллективные творческие дела, ученическое самоуправление и т.д.

На III ступени обучения школьникам свойственно стремление к освоению своего внутреннего мира: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Учет возрастных особенностей учащихся, а так же организация воспитательного процесса с учетом целей и путей развития конкретного учреждения образования, особенностей и возможностей региона создает предпосылки для организации успешной воспитательной и идеологической работы в классе. 

  1. Проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы

В воспитании информационной культуры личности учащихся информационные часы играют важную роль. Они проводятся еженедельно по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования, отвечающим за организацию идеологической и воспитательной работы.

Их эффективность во многом зависит от активной позиции участников. Информационные часы целесообразно проводить еженедельно в соответствии с расписанием. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания учащихся. После чего можно провести обсуждение рассматриваемого вопроса, обменяться мнениями.

Информационные часы могут подразделяться на обзорные и тематические. Обзорный информационный час — это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Для подготовки тематического информационного часа определяется тема, которая должна быть актуальной для подрастающего поколения. Необходимо учитывать тематику единых дней информирования, преломляя предлагаемый материал в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

При проведении информационных часов рекомендуется использование Интернет-ресурсов, видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

При заполнении классного журнала классный руководитель указывает дату проведения и тему информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч. при продолжительности информационного часа 20-30 минут, 1 ч – при продолжительности информационного часа 35-45 минут. Целесообразно указывать также форму проведения мероприятия. 

  1. Проводить еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатах учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса или учебной группы учреждения образования

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Временной интервал классного часа – 45 минут.

Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Использование интерактивных форм в проведении классного часа повышает эффективность его воспитательного воздействия.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения (классный касс может проводиться за пределами учебного учреждения), составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. 

  1. Осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий учащимися, постоянно информировать законных представителей об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности законных представителей за результаты обучения и воспитания учащихся

Важным моментом в работе классного руководителя является контроль за успеваемостью, учебной дисциплиной и посещаемостью учебных занятий обучающимися. На классных часах один раз в месяц анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения. Прежде всего, классный руководитель использует потенциал классного коллектива для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. Проведение ежедневного контроля успеваемости со стороны классного руководителя позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организации помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками. Контроль за посещаемостью уроков и внеклассных мероприятий осуществляется ежедневно.

Информирование законных представителей несовершеннолетних об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам проводится регулярно (путем телефонного звонка, приглашением на беседу, в рамках запланированных родительских собраний). В случае пропуска занятий учащимся у законных представителей сразу же выясняется причина отсутствия. Когда прогулы носят систематический характер, идет подключение членов Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятие мер к законным представителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка. 

  1. Способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования

Созданию условий в данном направлении способствует взаимодействие с учителями-предметниками, руководством по решению проблем обучения. Важно обеспечить помощь в учебе учащимся. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание школьника в обучении, выяснение причин (через беседы с учителями-предметниками, самими учащимися, а при необходимости и с законными представителями несовершеннолетних) и оказание ему действенной помощи. С этой целью могут привлекаться специалисты СППС, в частности, педагог-психолог, который может дать рекомендации по работе с учащимся, имеющими проблемы в обучении и поведении после проведениях диагностической работы и анализа результатов психологических исследований. Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях учащихся в учении, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой. 

  1. Способствовать созданию в классе учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся

Данному направлению работы способствует знание классным руководителем информацию о состоянии здоровья учащихся, хронических заболеваниях и противопоказаниях у учащихся класса, выполнение рекомендаций медицинского работника и контроль за соблюдением этих рекомендаций детьми и учителями-предметниками, выполнение требований санитарных норм к организации образовательного процесса.

При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья необходимо ставить в известность законных представителей несовершеннолетних и учитывать их рекомендации. Если не запрещено законодательством или морально-этическими нормами, необходимо ставить в известность учителей-предметников о хронических заболеваниях детей.

Совместно с медицинским работником и законными представителями классный руководитель помогает учащемуся самостоятельно организовать свой режим жизни, проводит с учащимися беседы о необходимости его соблюдении, о правилах личной гигиены, проводит физкультминутки на уроках и переменах, организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.

Важным является работа по поддержанию санитарного состояния кабинета. Классный руководитель помогает организовать дежурство в классе. Общественно полезный труд должен быть организован согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое)

(Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 № 206).

Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. При этом план может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний, проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года хорошо рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.

Важным аспектом формирования здорового образа жизни является профилактика различного рода зависимостей (алкогольной, никотиновой, наркотической, компьютерной и т.д.), воспитание безопасного и ответственного поведения в рамках классного часа и в шестой школьный день. Остается актуальным работа по профилактике суицидального поведения среди учащихся. Эту работу необходимо проводить систематически во взаимодействии с педагогом-психологом. Занятия с подростками необходимо ориентировать на формирование жизненной цели и профилактику различного рода переживаний (в том числе таких, как безответная любовь), когда нет еще четкого представления о собственной смерти, а имеется отрицание жизни.

Вся работа по сохранению психического здоровья детей должна строиться во взаимодействии с педагогом-психологом. Это позволит сделать такую работу более целенаправленной, гибко реагировать на различные изменения. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, особенно присущие обучающимся пятого класса или вновь прибывшим детям, постепенно уйдут, если рядом понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники. 

  1. Изучать особенности семейного воспитания учащихся, выявлять учащихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения

Работа по изучению особенностей семейного воспитания, учащихся проводится регулярно и заключается в проведении наблюдений за обучающимися, по возможности, за взаимодействием между детьми и их законными представителями (особенно на I ступени обучения).

Более глубокую информацию об особенностях семейного воспитания дают изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, беседы с учащимися и их законными представителями, анализ участия законных представителей в жизнедеятельности учреждений образования, контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними. Широкое распространение получили индивидуальные консультации классных руководителей, которые позволяют в частном порядке обсудить проблемы, волнующие законных представителей несовершеннолетних и дать квалифицированный совет.

При посещении семей с целью изучения условий жизни и воспитания учащихся Министерство образования Республики Беларусь считает нецелесообразным составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера при очередном изучении условий семейного воспитания. Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, ФИО законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося.

Вышеуказанные условия могут быть определены как удовлетворительные (если не замечено каких-либо поводов для тревоги) или требующие дополнительного внимания (требуется кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания). Если у классного руководителя возникли сомнения о надлежащем воспитании учащегося, то он ставит в известность руководство учреждения образования и обращается к педагогу социальному для организации дальнейшей работы в рамках его компетенций.

При обследовании условий проживания несовершеннолетнего классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  1. состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, наличие остатков пищи на полу и мебели и пр.);
  2. наличие мебели, ее достаточность и состояние;
  3. обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления уроков и школьные принадлежности, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;
  4. обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством для игр;
  5. испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы — безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.
  6. кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном, бабушка (дедушка) и др.
  7. с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время и т.п.

Во взаимоотношениях несовершеннолетнего с законными представителями, другими членами семьи следует обратить внимание на следующие факторы:

  • степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.
  • степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.

Классный руководитель в таблице посещения не прописывает приведенные выше факторы, а только указывает удовлетворенность условий в соответствии с ними или нет. В последнем случае кратко указывается причина дополнительных мероприятий в отношении несовершеннолетнего.

После получения сообщения от классного руководителя о предполагаемом неблагополучии ребенка в семье создается комиссия, в состав которой могут входить классный руководитель, специалисты СППС. Комиссия осуществляет очередное посещение семьи в ходе, которого, согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 N 30), рекомендуется руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего в совокупности согласно приложению 1 вышеуказанной Инструкции. С этой целью составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению 2 Инструкции. 

  1. Оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь

Педагогическая поддержка ученического самоуправления заключается в определении совместно с ребенком его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий. При этом важным аспектом педагогической поддержки является решение проблем учащихся, касающихся их деятельности не только в стенах учреждения образования.

В организации педагогической поддержки ученического самоуправления важно привлечь самих детей к коллективному планированию и важно, чтобы они сами распределили обязанности, ответственных и выполнили запланированное.

Классному руководителю необходимо помнить, что самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы.

Свою многообразную воспитательную работу классный руководитель проводит совместно с детскими и молодежными общественными объединениями. Данная работа проводится во взаимодействии с педагогами-организаторами, которые являются основными координаторами деятельности организаций в учреждении образования. Классным руководителям необходимо обратить внимание на проблему потери инте­реса детей и молодежи к общественным формированиям. Зачастую интерес пропадает из-за однообразия содержания и форм работы.

Деятельность детских и молодежных объединений достигнет наиболее эффективных результатов, если учащимся будет предоставлена возможность самовыражения, самореализации, самоутверждения. 

  1. Развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся

Классный руководитель воспитательную и идеологическую работу с классным коллективом строит на основании и с учетом тех традиций, которые существуют в конкретном учреждении образования. Это позволяет сделать содержание воспитания интересным и увлекательным, доступным учащимся и их законным представителям.

Классный руководитель следит за добросовестным выполнением обязанностей, возложенных на учащихся Уставом учреждения образования, правилами внутреннего распорядка. Этому способствует рассмотрение правил распорядка на классных часах, размещение и ознакомление с ними на информационных стендах. 

  1. Содействовать вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления

Важным аспектом в воспитании подрастающего поколении, в его дальнейшей социализации является организация вторичной занятости молодежи. Молодые люди, получившие трудовой опыт работы в свободное от учебы время, в дальнейшем более осознанно относятся к работе на первом рабочем месте, охотнее принимают участие в общественной жизни предприятия.

Большое значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной ориентации.

Работа по созданию условий профессионального самоопределения учащихся должна начинаться с учащихся I ступени обучения через организацию ознакомительных экскурсий на заводы и предприятия, встречи с интересными людьми различных профессий, игр-путешествий в мир редких профессий. На следующих ступенях обучения профориентация подростков и молодежи осуществляется через вторичную занятость, а так же через получающие все большее распространение школьные (ученические) бизнес-компании.

Все большее значение в данном направлении работы приобретает взаимодействие классного руководителя и специалистов СППС. Педагог-психолог проводит психодиагностические исследования интересов и склонностей учащихся, их личностных особенностей. Это способствует их самоопределению в будущем. К работе по профориентации привлекаются законные представители несовершеннолетних, с которыми классные руководители организовывают родительские собрания, на которых ведется разъяснительная работа по данному направлению, а также педагогом-психологом проводится индивидуальная консультационная деятельность. К организации работы в данном направлении целесообразно привлекать заинтересованные ведомства, которые помогут в предоставлении рабочих мест и популяризации востребованных профессий.

Классный руководитель осуществляет учет посещения учащимися объединений по интересам, способствует занятости учащихся в соответствии с их интересами и склонностями на основании рекомендаций педагога-психолога.

При организации культурно-массовой работы необходимо использовать социокультурные возможности региона. 

  1. Осуществлять организацию воспитательного процесса в классе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления учащихся во внеучебное время и каникулярный период

Идеологическая и воспитательная работа осуществляется на основе нормативных правовых документов в соответствии с ежегодными рекомендациями, содержащимися в инструктивно-методических письмах Министерства образования Республики Беларусь по идеологической и воспитательной работе. В соответствии с Примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей деятельность организации воспитательной работы в учреждении общего среднего образования (Сборник нормативных документов, № 6, 2012) для эффективной организации работы классному руководителю предлагается следующая документация: план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день); социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года); аналитический отчет о воспитательной работе за год.

Самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия. Это и спортивные мероприятия, и классные часы, подготовка проектов и т.д. Воспитание будет эффективным, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения и др. Все большую популярность приобретают интерактивные методы воспитания. Достигаемые с их помощью результаты доказывают высокую эффективность таких способов организации работы. Главным в организации воспитательной работы является ее системность. 

  1. Способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому учащемуся независимо от материального положения и социального статуса его законных представителей

В работе классного руководителя по организации детского коллектива можно выделить следующие направления:

организация разнообразной увлекательной деятельности;

организация общения для создания благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

Большим формирующим потенциалом обладают коллективные творческие дела. С их помощью классный руководитель может сформировать детский коллектив, дать возможность ему совершенствоваться и развиваться. Коллективные творческие дела дают возможность вовлечь в деятельность класса обучающихся, требующих особого внимания.

Работа классного руководителя по созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе ведется в сотрудничестве со службой СППС. С этой целью хорошо привлекать педагога-психолога для проведения мониторинга психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению), и опираясь на его исследования проводить работу в соответствии с рекомендациями.

По мере необходимости следует проводить в классе индивидуальную работу (беседы с обучающимися, педагогическими работниками, законными представителями несовершеннолетних); групповые упражнения на сплочение коллектива; вовлечение в групповую деятельность детей, имеющих трудности в общении; развитие коммуникативных свойств, обучающихся и др., рекомендованных специалистами СППС.

Важным фактором развития нормального психологического климата в коллективе является вовлечение законных представителей в жизнь классного коллектива. Вся работа строится на основе уважения к личности как учащихся, так и их законных представителей. 

  1. Содействовать организации питания и медицинского обслуживания учащихся в соответствии с установленными требованиями

Классный руководитель проводит с учащимися и их законными представителями разъяснительную работу о необходимости горячего питания для развивающегося организма ребенка, выясняет причины отказа от питания. Современному человеку необходимы знания о рациональном и здоровом питании (режим, разнообразие, сбалансированность), о соблюдении питьевого режима, о культуре поведения за столом и др.

Классный руководитель вместе с медицинским работником проводит санитарно-гигиеническое просвещение школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских осмотров. 

  1. Соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни учащихся

Классный руководитель проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев. Особое значение нужно уделить профилактике травматизма в учреждении образования и за его пределами. В помощь организации работы по данному направлению издано пособие для педагогических работников, которое содержит материалы по организации охраны труда: Петраков, В.Н. Охрана труда и обеспечение жизнедеятельности в учреждениях образования / Методические рекомендации. – Минск : АПО, 2013

Дети всегда остаются детьми. И чтобы им было интересно в своем классном сообществе, надо чтобы  данное сообщество не только жило яркой, индивидуальной жизнью, но и умело бы акцентировать внимание детей на ярких моментах, заставляло заниматься рефлексией своей деятельности. И в этом как нельзя лучше может помочь грамотно оформленный классный уголок, который может стать не только достоянием класса, но и его гордостью, потому что будет реально отображать жизнедеятельность класса.

      В классном уголке дети увидят успехи своего класса, результаты спортивных и творческих мероприятий, прочтут остроумные советы от педагогов и психологов, узнают, кто из класса и в чем сумел за прошедшую неделю отличиться и что интересного будет в жизни класса на следующей неделе.  Об этом и многом другом ребятам расскажет классный уголок. Его иногда называют информационник. Но смысл один – он отражает деятельность класса и его участие в общешкольной жизни.

     Классный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни коллектива.

   Классный уголок – это место, где постоянно работает класс и стенд, отражающий жизнь класса. Здесь постоянно представлены успехи и победы класса, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

   Классный уголок – это творчество педагога и детей, но, тем не менее, в данном вопросе уместны некоторые советы, которые помогут в оформлении классного уголка.

  • Уголок должен быть «говорящим», т.е. информация должна быть объективной и достоверной, своевременно и регулярно обновляться. Не должно быть лишних деталей, отвлекающих и рассеивающих внимание. Размещать информацию надо на уровне глаз учащихся.
  • Уголок должен отражать различные стороны жизни класса  (самообслуживание, спорт, участие в школьной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
  • Ответственность за ведение классных уголков несет классный руководитель. При этом в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.
  • Соответствие представленной информации возрастным особенностям учащихся.
  • Использовать нестандартный подход к его оформлению (наличие ярких наглядных материалов приветствуется).
  • Эстетичность внешнего вида документов, представленных на стенде.
  • Немаловажно и выбор шрифта для стенда. Одно из важнейших достоинств хорошего шрифта – его удобочитаемость. Выбирая цветовую гамму, следует учитывать, что дети 6-8 лет предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета; а учащиеся 9 лет и старше – оранжевый и желто-зеленый цвета; зеленый цвет успокаивает, желтый создает радостное настроение, фиолетовый и синий вселяют неуверенность и усиливают мрачное настроение.

       Требования в оформлении классного уголка для 1–4 и 8–11 классов:

  • название «Классный уголок» или др.;     
  • актив класса, обязанности;
  • дела класса (по месяцам: сентябрь и т.д., каждый месяц обновлять);
  • достижения и результаты, участие в школьной жизни;
  • график дежурства по классу;
  • для вас, родители;
  • разное: объявления, поздравления, информация (страничка ПДД, ЗОЖ, право и др.) (согласно возрасту).

     для 5 – 7 классов:

  • название «Классный уголок» или др.;     
  • название отряда, символы коллектива: девиз, речевка, песня, эмблема, правила и законы коллектива;
  • актив класса, обязанности;
  • дела класса (по месяцам: сентябрь и т.д., каждый месяц обновлять);
  • достижения и результаты, участие в школьной жизни;
  • график дежурства;
  • для вас, родители (в 1 классе уголок адресован в основном родителям);
  • разное: объявления, поздравления, информация (страничка ПДД, ЗОЖ, право и др.) (согласно возрасту).

        Оформление классного уголка классным руководителем:

  • Информация о сроках окончания четвертей и  каникул
  • Расписание  школьных звонков и уроков класса
  • График дежурства по классу и школе
  • Тематика классных и информационных часов
  • Актив класса
  • Родительский комитет

        Оформление классного уголка учащимися:

  • Еженедельный  информационный листок, отражающий новости школы, классов и отдельных лиц.
  • Актив класса в фотографиях
  • Страничка Дней рождений
  • Творчество (рисунки, поделки)

СОВЕТ КЛАССА:

Лидеры класса. Представители класса в совете школы.

Учебный сектор. Помогает классному руководителю в проверке дневников. Организует помощь в учёбе товарищам, привлекает учащихся класса к участию в конкурсах, олимпиадах.   

Трудовой сектор. Помогает классному руководителю организовать дежурство по школе и классу. Организует работу по оформлению класса, участию в субботниках и акциях милосердия.

Летописцы класса. Накапливают и оформляют в альбоме информацию о жизни класса.

Зелёный сектор. Озеленяют кабинет, ухаживают за растениями.

Классная редколлегия. Корреспонденты и редакторы классных газет и т.д. Представители школьной редколлегии.

Возможные рубрики для классного уголка.

  • Календарь знаменательных и праздничных дат Республики Беларусь.
  • План работы на неделю  (План-сетка, «Наша стратегия», «Завтречко» и т.д.)
  • «Сегодня» («А у нас сегодня», «Сегодня в нашем классе» и т.д.)
  • («Гип-гип-ура!!!», «Маэстро, музыка!»).
  • («От старта до финиша», «Точно в кольцо», «Наша стометровка», «Назло рекордам», «Физподготовка»)
  • Список класса («Знакомьтесь, это мы» и др.).
  • «Наша песня» («А мы поем», «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер», «Музыкальный граммофон»).
  • Наши достижения (почетные грамоты, дипломы, фотографии с прошедших мероприятий и дел «Страна должна знать своих героев»).
  • «Нам интересно» («А вы знаете, что…», «История нашего класса», «Почемучка», «Наше творчество»).
  • «Очень важная информация» («Новости», «Скоро в классе (школе)», «Что пишут в газетах», «Кратко о происходящем).
  • «Законы класса» («Это должен каждый знать»).
  • (приводятся ответы на помещенные в «карман» вопросы).

        Классный уголок в выпускном классе выполняет функцию информирования учащихся о различных аспектах подготовки к выпускному экзамену.

Среди материалов, размещенных в уголке, могут быть:

• нормативные документы, позволяющие более подробно ознакомиться

 с требованиями и особенностями экзамена;

• психологические и педагогические рекомендации о подготовке к экзаменам, памятки;

• графики консультаций по предметам, экзаменов.

Законы, по которым мы учимся жить.

1.Закон точности. (Если мы хотим много сделать, если мы уважаем друг друга, мы должны быть точны во всем, мы не имеем права отнимать время долгими сборами. Точность не только во времени, точность в словах, общении, в исполнении порученного дела).

2.Закон человека. (Уважаем в каждом человеческое достоинство, все конфликты учимся решать мирным путем, сначала думаем о товарище, потом о себе).

3.Закон взаимопомощи и взаимовыручки. (Мы учимся помнить, что рядом с нами живут и учатся наши друзья, которым нужна наша поддержка и помощь, и потому мы всегда приходим на помощь тем, кто в ней нуждается).

4.Закон порядка и дисциплины. (На уроках и во внеурочное время мы должны учиться поддерживать порядок и дисциплину, потому что их отсутствие мешает нормальным человеческим взаимоотношениям).

     Классный уголок - это портрет  класса, а его создание – важная часть воспитательной работы, позволяющая классу ощутить себя единым целым.

Задачы і функцыі класнага кіраўніка вызначаюць асноўныя напрамкі, змест, метады і формы яго працы практыка работы сярэдняй агульнаадукацыйнай школы паказвае, што найважнейшымі напрамкамі работы класнага кіраўніка з'яўляецца:

1. Вывучэнне асобы навучэнца.

2. Стварэнне і выхаванне вучнёўскага калектыву.

3.Развіццё талентаў, разумовых і фізічных здольнасцяў навучэнцаў, фарміраванне ў іх высокай пазнавальнай культуры, арганізацыя змястоўнага вольнага часу школьнікаў.

4.Стварэнне неабходных умоў для фізічнага развіцця выхаванцаў, захаванне і ўмацаванне іх здароўя.

5. Падрыхтоўка школьнікаў да гаспадарча-працоўнай дзейнасці.

6. Праца з настаўнікамі.

7. Ўзаемасувязь з сям'ёй, праца з бацькамі навучэнцаў.

8.Супрацоўніцтва з пазашкольнымі вучэбна-выхаваўчымі ўстановамі, грамадскасцю, рознымі грамадскімі арганізацыямі

9. Планіроўка класным кіраўніком выхаваўчай работы з дзецьмі, вядзення неабходнай дакументацыі.

Вывучэнне асобы вучня ажыццяўляецца класным кіраўніком з выкарыстаннем ўсёй палітры «школьных методык», дастаткова добра апісаных у сучаснай псіхолага-педагагічнай літаратуры і на гэтай аснове арганізацыі ў працэсе выхавання індывідуальнага шляху развіцця кожнага дзіцяці. Сутнасць гэтага, як адзначаў яшчэ А.С. Макаранка, заключаецца не ў тым, каб «важдацца з капрызным дзіцем», а ў клопаце педагога аб тым, каб на аснове індывідуальных асаблівасцяў дзіцяці прыцягнуць яго да актыўнай жыццядзейнасці класнага калектыву. Пры гэтым неабходны як дыферэнцыраваны падыход да дзіцяці, так і да разнастайных групах дзяцей: «новенькіх», хлопчыкаў - дзяўчынак, актыву - пасівы, таленавітых і адсталых у развіцці.

Найважнейшымі метадамі вывучэння выхаванцаў з'яўляюцца: сістэматычнае штодзённае назіранне за дзейнасцю і паводзінамі вучняў у працэсе навучання і пазаўрочны час, індывідуальныя і групавыя дыягнастычныя гутаркі; выяўлення вынікаў дзейнасці навучэнцаў, наведвання іх дома; натуральны эксперымент; рэйтынг і метад кампетэнтных ацэнак.

Стварэнне і выхаванне вучнёўскага калектыву як асноўнага асяроддзя жыццядзейнасці школьнікаў прадугледжвае вызначэнне мэты і задач выхавання як калектыву ў цэлым, так і кожнай асобы вучня ў прыватнасці, прыцягненне кожнага вучня да розных відаў грамадска карыснай дзейнасці, Стварэнне і развіццё сістэмы выхаваўчых міжасобасных адносін (размеркаванне даручэнняў і абавязкаў, развіццё актыву: выбары, навучанне яго, стварэння адносін "узаемнай адказнасці"», развіццё традыцый, Наладжванне сувязяў з іншымі калектывамі ў школе, стварэнне ў класе атмасферы аптымізму, спрыяльнага псіхалагічнага мікраклімату.

Пачынаючы працу з класам, класнаму кіраўніку варта азнаёміцца з асабістымі справамі навучэнцаў, пагаварыць з іх бацькамі, настаўнікамі-прадметнікамі, прааналізаваць класны часопіс за мінулы навучальны год і скласці сабе некаторы ўяўленне аб паспяховасці, паводзінах, станоўчыя аспекты і недахопы, якія маюць месца ў класе, з тым, каб вызначыць аптымальны падыход да арганізацыі выхаваўчай работы.

Важнае значэнне ў стварэнні калектыву мае ўмелае прад'яўленне з першых жа дзён навучання педагагічных патрабаванняў да навучэнцаў. З гэтай мэтай класны кіраўнік, як правіла, у пачатку навучальнага года праводзіць спецыяльны сход, на якім грунтоўна знаёміць навучэнцаў з найважнейшымі школьнымі Правіламі і тлумачыць ім, як яны павінны паводзіць сябе на ўроках, перапынках, у пазаўрочны час, выконваць хатнія заданні і ўдзельнічаць у грамадскім жыцці класа Прад'яўленне патрабаванняў у пачатку навучальнага года падахвочвае вучняў да аналізу сваіх паводзін і перажыванню ўнутраных супярэчнасцяў паміж наяўных і неабходным узроўнем паводзін, нарэшце, стымулюе іх самавыхаванне.

Уменне класнага кіраўніка арганізаваць змястоўны пазакласную працу з навучэнцамі з'яўляецца найважнейшым у выхаванні вучнёўскага калектыву класнаму кіраўніку варта паклапаціцца пра тое, каб ужо з першых дзён працы з дзецьмі прыцягнуць іх да актыўнай практычнай пазакласнай дзейнасці, абудзіць і развіць цікавасць да яе. Тым больш, што дзеці з цікавасцю ўдзельнічаюць у калектыўных шпацырах, паходах па родным краі, у розных экскурсіях, грамадска карыснай працы і да т. п. Цікавыя практычныя справы з асновай для назапашвання станоўчых традыцый у класе, што, у сваю чаргу, спрыяе ўзбагачэнню жыцця калектыву і яго развіццю. Такімі традыцыямі могуць быць Святы працы, спартыўныя спаборніцтвы, паходы і экскурсіі, сустрэчы з выбітнымі людзьмі.

Працэс выхавання прадугледжвае развіццё таленту, разумовых і фізічных здольнасцяў навучэнцаў, фарміраванне ў іх высокай пазнавальнай культуры, арганізацыі змястоўнага вольнага часу школьнікаў. Таму сумесна з настаўнікамі-прадметнікамі класны кіраўнік павінен выхоўваць адказнае стаўленне да вучобы, спрыяць у выбары і прыцягненні навучэнцаў да працы ў розных навукова-тэхнічных грамадствах, малых акадэміях, гуртках, секцыях, клубах, студыях, аб'яднаннях згодна з іх інтарэсам, схільнасцей і магчымасцяў, заахвочваць вывучэнне замежных моў на курсах у клубах, гуртках. Важна таксама пашыраць пазнавальны і культурны кругагляд школьнікаў шляхам правядзення экскурсій, розных вечароў, конкурсаў, сустрэч, наведванне музеяў, кіно, тэатраў; дапамагаць дзецям у працаўладкаванні заробку грошай на агульныя патрэбы, арганізаваць калектыўную творчую дзейнасць, сумесны адпачынак навучэнцаў.

Класны кіраўнік выкарыстоўвае класны калектыў для павышэння патрабаванняў да навучэнцаў у справе навучання і дысцыпліны. З гэтай мэтай ён праводзіць зборы, на якіх ажыццяўляецца аналіз вучэбнай працы ў класе, заслухоўваюцца справаздачы асобных навучэнцаў аб іх паспяховасці і паводзінах. Прыкметнае месца ў павышэнні паспяховасці маюць тлумачальныя гутаркі пра абавязак школьнікаў добра вучыцца, пра культуру разумовай працы, а таксама кантроль за іх хатняй дзейнасці. Задача класнага кіраўніка-своечасова заўважыць адставанне вучня ў навучанні, вызначыць прычыны і даць яму дзейсную эфектыўную дапамогу.

Важным участкам работы класнага кіраўніка з'яўляецца духоўна-маральнае выхаванне, галоўнай асаблівасцю якога ва ўмовах Нацыянальнай школы з'яўляецца арыентаванне на агульначалавечыя каштоўнасці. З дапамогай разнастайных метадаў і сродкаў ён знаёміць навучэнцаў з мінулым і сучасным жыццём краіны і свету, арганізуе дыспуты на маральна-этычныя і эстэтычныя тэмы, літаратурна-мастацкія вечары і інш вялікае значэнне мае прыклад выхавальніка, настаўнікі, бацькоў, старэйшых.

Арганізуючы пазакласную выхаваўчую работу з навучэнцамі, важна заўсёды памятаць аб неабходнасці выхавання ў кожнага з іх пачуцця любові да Беларусі, адданасці ёй, нацыянальнай самасвядомасці, асабістай адказнасці за захаванне і прымнажэнне прыродных багаццяў роднага краю, высокай экалагічнай культуры, нецярпімасці да згубіцеляў прыроды. .

Абавязковай умовай фарміравання асобы ў сучасных умовах з'яўляецца падрыхтоўка школьнікаў да гаспадарча-працоўнай дзейнасці. Таму важным напрамкам работы класнага кіраўніка ва ўмовах школы павінны быць пытанні падрыхтоўкі да працоўнай дзейнасці ў новых умовах гаспадарання, экалагічнага выхавання прыроды, яе багаццяў, іх эканомнага выкарыстання, эканамічнае выхаванне, развіццё прадпрымальніцтва, удзел у аднаўленні гістарычных помнікаў, развіцця народных промыслаў і г. д. Арганізуючы працу ў гэтым кірунку, важна, каб дзейнасць школьнікаў была сацыяльна каштоўная і значная, ўключала элементы гульні і рамантыкі, абапіралася на іх ініцыятыву, творчасць і самадзейнасць.

Перад класнымі кіраўнікамі стаіць задача стварэння неабходных умоў для фізічнага развіцця дзяцей, захавання і ўмацавання іх здароўя. Таму для класнага кіраўніка вельмі важна значную ўвагу надаваць вывучэнню узроставых, псіхафізічных асаблівасцяў дзяцей, прапагандзе здаровага ладу жыцця, клопат аб ахове іх здароўя, захаванне санітарна-гігіенічных нормаў, рэжыму дня і харчавання школьнікаў, выхоўваць свядомае стаўленне да ўмацавання здароўя, прадухіляць ўжыванне алкаголю, наркотыкаў, іншых шкодных звычак.

Праца з настаўнікамі, якія выкладаюць у дадзеным класе, прадугледжвае выпрацоўку адзінага стылю і тоны адносін з вучнямі, вызначэнне адзінага зместу выхавання і ўзбагачэння яго за кошт прафесіяналізму настаўнікаў-прадметнікаў ( агульныя ўрокі і пазакласныя мерапрыемствы, рэалізацыя індывідуальнага і дыферэнцыяльнага падыходаў на аснове роднасных інтарэсаў і схільнасцяў, асаблівасцяў асобы навучэнцаў і педагогаў). Карэкціроўка, выпрацоўка агульных падыходаў да арганізацыі вучэбнай дзейнасці на ўроках і ў пазакласнай рабоце настаўнікаў па прадмеце, правядзенне педагагічных кансіліумаў.

Ўзаемасувязь з сям'ёй, праца з бацькамі дазваляе зрабіць працэс выхавання цэласным, адзіным, а значыць, больш эфектыўным найважнейшымі элементамі працы класнага кіраўніка з бацькамі з'яўляюцца: азнаямленне бацькоў з мэтай, задачамі, зместам і методыкай вучэбна-выхаваўчага працэсу ў класе, арганізацыя псіхолага-педагагічнага ўсенавуча бацькоў, выпрацоўкі адзінага педагагічнага падыходу да вырашэння задач выхавання, прыцягненне бацькоў да сумеснай з дзецьмі дзейнасці, Што дазваляе, як паказвае, ўзбагаціць ўтрыманне пазаўрочнай дзейнасці дзяцей і павысіць прафесіяналізм ажыццяўляюцца спраў, а таксама наладзіць узаемаадносіны дзяцей і бацькоў дзякуючы плённаму зносінам у працэсе вырашэння класных спраў. Акрамя таго, важныя яшчэ два элемента ўзаемадзеяння з бацькамі: гэта праца з бацькоўскім актывам і карэкціроўка выхавання ў асобных сем'ях –дапамога ў вырашэнні шэрагу сур'ёзных праблем выхавання, вырашэння канфліктных сітуацый, аказанне прававой і маральнай дапамогі дзецям з няшчасных сем'яў, рашэнне праблемы ўсенавуча.