Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызме Клецкага раённага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Зубкаўская сярэдняя школа Клецкага раёна»
ГУО «Зубковская средняя школа Клецкого района»
Патриотическое воспитание учащихся учреждений общего среднего образования в свете современных достижений Республики Беларусь
ПОДГОТОВИЛ:
Таликадзе Д.Д., учитель географии и биологии
Патриотическое сознание граждан важнейшая ценность, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Поэтому, воспитание гражданина-патриота стратегическая задача современных учреждений образования. Проведение информационных часов является приоритетным направлением идеологической работы направленных на патриотическое воспитание в учреждениях среднего образования.
Информационные часы и другие воспитательные мероприятия это формы организации воспитательного процесса, направленная на формирование гражданской позиции, политической и информационной культуры обучающихся, расширение их кругозора, социализацию личности, что предполагает восприятие социального опыта, преемственность и сохранение национальных традиций и исторического наследия, участие в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
На пятом Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко указал о необходимости совершенствования системы образования «Система образования не должна быть оторванной от экономики. Надо увеличивать практико-ориентированность обучения» [5] в этом контексте растет роль подбора материала к проведению воспитательных мероприятий.
Организация воспитательных мероприятий в учреждениях образования требует тщательной подготовки. Подготовка начинается с определением темы информационного часа, постановка целей и задач, распределение тем между его участниками, разработка плана проведения информационного часа или иного мероприятия воспитательного характера.
Значительно повысит интерес к освещаемой проблеме использование собственных материалов участников (мультимедийных презентаций, тематических фото коллажей, видеосюжетов и т.д.). Это привлекает внимание обучающихся к обсуждаемой теме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения. В подготовке собственных материалов учащимся поможет интернет, целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу. Использование данного источника информации способствует освоению современных информационных технологий, совершенствованию информационного и организационно-методического обеспечения проведения информационного часа, обеспечению активного взаимодействия между всеми участниками, стимулирует к более полному содержательному наполнению и постоянному обновлению информации.
Ход воспитательного мероприятия координирует модератор. Он сообщает тему, цель мероприятия. При проведении информационного часа важно не только уделять внимание сведениям о том или ином событии, но и пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, интернете, книге. С этой целью после каждого сообщения обучающегося ведущий предусматривает для группы возможность:
После завершения всех выступлений и дискуссий модератор (ведущий) подводит итог мероприятия.
Важно, что воспитательные мероприятия патриотической направленности были направлены на формировании чувств гордости за Родину, не только за счет историко-краеведческих материалов, но и всевозможным акцентированием внимания на социальные и экономические достижения страны.
В настоящее время Беларусь активно включается в мировой сообщество. Роль и значение страны на мировом уровне растет, появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину.
Республика Беларусь – входит в число лидеров среди мировых экспортеров грузовых автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники, каждый десятый колесный трактор, выпускаемый сегодня в мире, носит имя «Беларус». Республика Беларусь выпускает 17% всех комбайнов в мире, 6% тракторов, 6,4% льноволокна, 1,6% картофеля, а доля производителя карьерных самосвалов БелАЗ на мировом рынке достигает 30%. Производя 1,4% мировых объемов молока, в мировом экспорте молочных продуктов страна занимает около 5%, а по сливочному маслу – около 11%.
В СНГ Беларусь удерживает лидирующие позиции в области химии и нефтехимии, сельскохозяйственном и автомобильном машиностроении, агропромышленном комплексе, легкой промышленности, по экспорту ИТ-услуг на душу населения Беларусь опережает все страны СНГ [1].
Особой гордостью страны является машиностроительный комплекс, где наибольший удельный вес занимает производство транспортных средств и оборудования. Беларусь специализируется на производстве грузовых автомобилей, автобусов, карьерных самосвалов, тракторов. Крупнейшими предприятиями являются ОАО «Минский автомобильный завод», «Белкоммунмаш» в г. Минске и ОАО «Белорусский автомобильный завод» в г. Жодино. Белорусский автомобильный завод занимает треть мирового рынка карьерных самосвалов и входит в группу ведущих мировых производителей карьерной техники. Беларусь является также крупным производителем сельскохозяйственных машин – тракторов, комбайнов, различных видов кормоуборочной техники и агрегатов. ОАО «Минский тракторный завод» входит в восьмерку крупнейших мировых производителей колесных тракторов, на долю которых приходится 96% общемирового объема сбыта этой техники [1].
Крупнейшие в Беларуси предприятия – экспортеры минеральных удобрений – ОАО «Беларуськалий» и ОАО «ГродноАзот». ОАО «Беларуськалий» является одним из ведущих мировых производителей калийных удобрений, на долю которого приходится 16% мирового рынка производства калия, около 90% его продукции идет на экспорт: в Европу, Восточную Азию, страны Средиземноморья, Южную Африку, Индию, Китай, Южную и Северную Америку – всего в 89 стран мира [1]. ОАО «Белшина» – одно из крупнейших предприятий в Европе по выпуску шин. Нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси представлена ОАО «Нафтан» (г. Новополоцк) и ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», эти современные комплексы по выпуску нефтепродуктов высокого качества, поставляют продукцию в страны Центральной и Северо-Западной Европы.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Беларуси включает системы добычи, транспортировки, хранения и производства всех видов энергоносителей. Около 85% энергоресурсов, задействованных в экономике страны, импортируется. Ядром ТЭК является электроэнергетика. В настоящее время ведется строительство атомной электростанции мощностью до 2000 МВт, что приведет к снижению себестоимости производимой электроэнергии до 20% [1].
Доля сельскохозяйственного производства составляет около 7% объема ВВП, в сельскохозяйственном секторе работает более 9% от общего количества занятых в экономике страны. Беларусь практически полностью обеспечивает себя продовольствием: импорт составляет менее 10% всего объема потребления. Производство молока на душу населения в Беларуси (данные о производстве в Евросоюзе и мире за 2013 год) в 2,2 раза больше, чем в странах Евросоюза, и в 6,6 раз – чем в мире в целом, мяса – соответственно в 1,4 и 2,9 раза, зерна – в 1,2 и в 2 раза больше. На страну приходится 1% мирового экспорта молока, 11% – масла, 5,7% – сыра. Наряду с Австралией, Новой Зеландией, Бразилией и Аргентиной, Беларусь является крупнейшим экспортером молочной продукции на мировой рынок. Республика удерживает первое место в мире по производству картофеля на душу населения, кроме того, в стране сосредоточено 25,7% мировых посевов льна [1].
Беларусь находится на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Территорию Беларуси пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг). Беларусь – важнейшая транспортная артерия евразийского пространства. Ежегодно через территорию страны следует свыше 100 млн. тонн европейских грузов, из них около 90% – между Россией и ЕС [1]. РБ в полной мере обеспечивает оперативность и безопасность транзита. Транспортные услуги оказываются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами транспорта.
Наша страна поддерживает торговые отношения со 196 государствами мира. Основными торговыми партнерами являются: Россия (по данным за 2015 год 48,3% от всего объема товарооборота), Украина (6,1%), Китай (5,6%), Соединенное Королевство (5,5%), Германия (4,3%), Польша (3,2%), Нидерланды (2,4%), Литва (2,2%), Италия (1,3%), Латвия (1,2%) [1].
Гордостью страны является система образования. В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Президент Беларуси А.Г. Лукашенко отметил: «В рейтинге по уровню развития образования Беларусь находится в группе 30 развитых стран и опережает все страны СНГ. По показателям доступности образования – поступления детей в школу, количеству студентов учреждений высшего образования – Беларусь находится на уровне высокоразвитых стран» [3]. В высшие учебные заведения страны обучается большое количество студентов из разных стран, что говорит о высоком уровне подготовки специалистов в нашей стране.
Белорусское государство последовательно и целенаправленно проводит демографическую политику в стране. Одна из главных целей политики – увеличение естественного прироста населения страны. Численность населения Беларуси на 1 января 2016 года составила около 9,5 млн. человек, по сравнению с 1 января 2015 года жителей страны стало больше на 17,5 тыс. человек. Рост обеспечен механическим движением населения, однако прослеживаются положительные тенденции в естественном движении населения, выражающаяся в постепенном уменьшении естественной убыли если за 2003 г естественная убыль населения составила около 55 тыс. человек, за 2013 - 7 тыс., а за 2015 - 1 тыс. [4].
Достижения белорусских ученых в различных областях фундаментальной и прикладной науки признаны мировым сообществом. Несомненным достижением можно считать запуск 22 июля 2012 года белорусского спутника дистанционного зондирования Земли. Устройство вместе с четырьмя другими спутниками было выведено на орбиту ракетой-носителем «Союз-ФГ», стартовавшей с космодрома Байконур в Казахстане. Белорусский космический аппарат маневренный и может оперативно перестраиваться на орбите, чтобы вести съемку под нужным углом. Большая часть аппаратуры на спутнике белорусская, она изготовлена ОАО «Пеленг» - ведущим проектно-конструкторским предприятием Беларуси в области оптико-электронного приборостроения [1]. Значимым достижением белорусских ученых полярников во главе с А.А. Гайдашовым служит открытие белорусской научной станции в Антарктиде.
В Беларуси в последние годы стремительно развивается рынок телекоммуникаций и связи, что связано с глобальной тенденцией перехода от индустриального к информационному обществу. На сегодняшний день в Беларуси услугами интернета пользуются более 62% населения в возрасте 6 лет и старше [1].
В целях создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отраслей экономики Республики Беларусь, основанных на новых и высоких технологиях, увеличения их экспорта, привлечения в эту сферу инвестиций в Беларуси был создан Парк высоких технологий (ПВТ). Потребителями белорусского программного обеспечения, созданного резидентами ПВТ являются известные мировые корпорации, такие как Microsoft, HP, Coca-Cola, Colgate-Palmolive, Google, Toyota, MTV, Samsung, HTC, Mitsubishi, British Petroleum, Лондонская фондовая биржа, Всемирный банк и другие. Пятый год подряд компании-резиденты ПВТ входят в список крупнейших разработчиков и поставщиков программного обеспечения «Software 500», публикуемый влиятельным изданием мировой ИТ-индустрии Software Magazine. Компании-резиденты ПВТ успешно конкурируют на высокотехнологичных рынках Северной Америки и Западной Европы [1].
Важным показателем социально-экономического развития страны служит валовый внутренний продукт (ВВП) то есть стоимость всех конечных товаров и услуг, реализованных в национальной экономике за один год. По оценке Международного валютного фонда за 2015 г ВВП РБ составил 168 млрд. долларов США, занимая 69 место в мире. Безусловным лидером по ВВП в мире является Китайская Народная Республика (КНР) с величиной ВВП 19392 млрд. долларов США [5], однако по показателю ВВП на душу населения Беларусь опережает многие страны мира и в том числе и КНР.
ЛИТЕРАТУРА
згарнуць
Географическая викторина «Вокруг Света»
План проведения
Цель: Способствовать повышению познавательного интереса учащихся к учебному предмету география.
Задачи: способствовать укреплению системы знаний по географии; способствовать развитию логического мышления; воспитать навыки коллективной работы.
Наглядности и ТСО: мультимедийная установка, компьютер.
Ход мероприятия
Задание 1: Определите в какой природной зоне и в каком полушарии Земли снят данный видеофрагмент? Зоне арктических пустынь, в северном полушарии.
Задание 2: Являются ли представители данного вида самыми крупными грызунами в мире? Можно ли бобров встретить в Австралии? Нет, нет.
Задание 3: Может ли существовать растение без хлоропластов? Содержатся ли хлоропласты в клетках грибов? Нет, нет.
Задание 4: Какой водопад показан на видеофрагменте, на какой реке он расположен? Виктория, Замбези.
Задание 5: Как называется показанный на видеофрагменте водопад в мире? В какой стране он находится? Анхель, в Венесуэле.
Задание 6: К какому царству живых организмов относятся кораллы? На каких островах Океании выпадает наибольшее количество атмосферных осадков? Кишечнополостевые, Гавайские.
Задание 7: На видео фрагмента вы увидели реку Колыма, скажите в какой стране он протекает и в какое море он впадает? Россия, Восточно-Сибирское.
Задание 8: На каком материке и в каком климатическом поясе проживает это животное? Евразия, умеренном
III. Музыкальный номер
Перечень вопросов и ответов на них:
Азия
Берингов
Байкал
Каспийское и Аральское
Сахара
Минск
Могилев
Балтийское
Мадагаскар
Средиземное
Тихий
Смешенных лесов
Правильные ответы:
Номер вопроса |
Ответ |
1 |
В) Сведения лесов |
2 |
Б) Хвойный лес |
3 |
В) Негроидной |
4 |
В) Цветковые растения |
5 |
Б) Могут размножатся бесполым путем |
6 |
Г) Лаванда |
7 |
А) Канада |
8 |
Б) Охраняемые |
9 |
Г) Инфузория туфелька |
10 |
А) Делением |
11 |
В) Наводнение |
12 |
А) Ветра |
13 |
А) Африка |
14 |
В) Корнеплод |
15 |
Б) Намиб |
16 |
Б) Центральной Америки и Южной Америки |
VII. Пока жюри подводит итоги звучит музыкальный номер.
VIII. Подведение итогов и награждение команд.
згарнуць