К уроку русской литературы

И.С. Тургенев «Ася»

разгарнуць

УРОК ПО ПОВЕСТИ И.С. Тургенева «АСЯ».

Цели урока:

  1. 1. Познакомить учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; ввести в художественный мир произведения, способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
  2. Развивать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся.
  3. Способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).

 

    1.Вступительное слово учителя.

Наши тургеневские чтения мы не случайно начали со стихотворения Бальмонта «Тургенев – первая влюбленность», потому что главное в повести «Ася» (о которой мы будем говорить) - любовь. А Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, который с поэтическим трепетом воспел рождение вечно юного чувства – любви. И сегодня мы окунемся в чарующий мир повести «Ася».

Наш урок  мы построили, как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала  свои пути решения предложенных задач: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБОЗРЕВАТЕЛИ– должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева. ИССЛЕДОВАТЕЛИ- внимательно прочитав текст , отметить особенности, интересные моменты повести Тургенева. ИЛЛЮСТРАТОРЫ- предложить свои рисунки к оформлению повести.

2.Проверка домашнего задания (ответить на вопросы по тексту)

  1. Представление исследований учащихся.

Предоставляем слово нашим литературным обозревателям, которые работали с письмами и воспоминаниями о Тургеневе, изучили материалы о времени создания повести.

Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести «Ася», соотнесенную с жизнью самого писателя.

«В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть.» - писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году.

 

Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план. Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились. Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих  художественных произведениях. Одним из них стала повесть «Ася».

Замысел «Аси» возник случайно…

Обратимся к воспоминаниям современников о Тургеневе.

«Проездом  остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, - и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа».

Вытканная из «особенного настроения» повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года.

После публикации повести в 1858г. в «Современнике» она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Н.А. Некрасов в письме к Тургеневу  в декабре 1857г. писал:

«…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что – то небывалое у нас по красоте и чистоте».

«Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от недавно прочитанной «Аси»: я женщин Тургенева сравниваю с колоритом и освещением картины, которым не веришь только потому, что не видел все это в природе». (8 февраля 1858г. письмо А.Н. Майковой к Я.П.Полонскому).

Вокруг фигуры главного героя разгорелась жаркая дискуссия, в которой приняли участие Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев. Среди новых литературоведческих подходов к повести стоит выделить позицию Ю.Лебедева, автора книги о Тургеневе. Он отказывается от каких бы то ни было обвинений в адрес героя произведения. По мнению ученого виной всему не нравственная ущербность тургеневского персонажа, а своенравная сила любви: чувство к Асе вспыхнуло в душе героя несколько мгновений спустя после свидания, любовь запоздала – и счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой.

Таким образом, повесть никого не оставила равнодушным, она с интересом читается и в наше время

Высказывания о повести:

     Не каждый человек может рассказать о своем душевном состоянии, когда он любит, а Тургеневу удалось передать состояние  предчувствия любви.

Нам  сейчас некогда оглядываться назад, потому что впереди вся жизнь, повесть заставляет задуматься над словами Тургенева: « … у счастья нет завтрашнего дня»

Тургенев сам не был счастлив в семейной жизни, поэтому и написал такой печальный финал повести. Жалко, что герои расстались, а ведь так красиво все начиналось.

Эта повесть напоминает феерию Грина «Алые паруса». Там чувства  Ассоль так похожи на ожидание любви Асей. У них даже имена начинаются на букву  «А».

 

Подводя итоги, мы выяснили, что привлекает прежде всего самое загадочное из всех чувств – любовь. Тургеневу удалось рассказать нам о том, как происходит это чудо,  как открывается сердце человека для красоты и добра.

И, конечно же, это язык повести, которая напоминает стихотворение в прозе.

Чарующие, завораживающие пейзажи, помогающие проникнуть в глубину души человека, заставляющие сердце замирать в предчувствии то радости, то горя.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

Внимательно прочитав и проанализировав текст повести Тургенева, мы хотим отметить следующие «загадки» повести:

  1. Когда знакомишься с новым произведением, то сразу обращаешь внимание на его название. Мы решили заглянуть в справочник о значении имен и выяснили, что АННА-это «грация», «миловидность». АНАСТАСИЯ-это «рожденная заново». Так  почему же повесть называется «Ася»? А ведь у Тургенева смысл названия всегда значим.
  2. 2. Еще одна особенность: почему Тургенев отказывает в имени своему герою, называя его Н.Н.
  3. Обратимся к 1-й главе повести, где рассказывается о несчастной любви Н.Н. ( стр.173).

    «…я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с  которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми - и со мною, грешным, - сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству - чем молодость не тешится! - и поселился в З.»

Обратите внимание на выделенные слова. В них явно звучит ирония! Нет никакой трагедии. Тургенев предупреждает: вся история впереди.

  1. Обратите внимание, что встреча Аси и Н.Н. происходит на берегу Рейна, на каменной скамье, возле которой «маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами». Рядом растет одинокий ясень, а мадонна печально выглядывает из его ветвей. Место встречи символично: Н.Н тоже одинок, а маленькая мадонна напоминает Асю. Слово «печально» заставляет насторожиться, ведь кругом веселье и смех.
  2. Еще один момент. Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей? Обратимся к портретам героев ( стр.176).

 

«Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами…».

 

  «Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита».

Мы отметили еще одну особенность: у Тургенева есть ключевое слово в портрете, которое играет определенную роль: у Гагина это «мягкий», у Аси - « что-то особенное», и «черные светлые глаза».

 

  1. Еще один любопытный факт. Зачем в 3 главе Гагин приходит к Н.Н. и приглашает его любоваться природой? Самое удивительное, что в этой главе НЕТ описания природы!

          Герой начинает восхищаться природой только в 4 главе, когда появляется АСЯ. Именно Ася освещает все вокруг, с ней Н.Н. счастлив. Во 2 главе есть описание пейзажа, когда лодка героя разбивает лунный столб. Этот столб можно сравнить с разбитой жизнью Аси. СИМВОЛ - еще одна особенность повести.

         Если представить сведения о количестве пейзажей в повести в виде таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:

ВСЕГО – 22 главы.

I гл.

II гл.

IY гл.

YII гл.

Х гл.

ИТОГО

1

3

1

1

1

7

КРОМЕ ТОГО, В ПОВЕСТИ ЧАСТО УПОМИНАЕТСЯ  МУЗЫКА, ОСОБЕННО  ВАЛЬС (ЛАННЕРОВСКИЙ).

I глава,  II глава,  IХ глава,  ХIХ глава.

 

ВЫВОД: сильные чувства, важнейшие события у Тургенева часто сопровождаются музыкой. Он наделил своих героев умением чувствовать природу и музыку как вечных спутников влюбленности.

 

        ИЛЛЮСТРАТОРЫ: группа в составе 2 уч- ся попыталась проиллюстрировать нашу  повесть. (эпизод прощания Н.Н. и Аси после их первой встречи, пейзаж из 2 главы)

 

  1. Итоги урока.

 

         Слово учителя: вот и подошел к концу наш урок, посвященный знакомству с повестью Тургенева «Ася». Думаю, что все согласятся со мной в том, что повесть до сих пор современна и притягательна, она напоминает нам о вечных ценностях: любви, красоте природы, дружбе, семье. А Тургенев останется для нас «поэтом красоты и влюбленности», предупреждающим, чтобы мы ценили каждое мгновения счастья, чтобы мы не оставались равнодушными, чтобы мы не боялись брать на себя ответственность за других людей и всегда помнили, что у счастья нет завтрашнего дня…

  1. Объяснение домашнего задания.

 сочинение – миниатюра «Мои размышления после прочтения повести Тургенева «Ася»; «Над какими вопросами заставила меня задуматься повесть Тургенева «Ася»

 

згарнуць

Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

разгарнуць

Тема: Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

 

Тип урока: урок- семинар.

 

Цели и задачи урока:

  1. Раскрытие подвига, его глубочайшей гуманистической сущности.
  2. Показ высоких нравственных качеств простого русского человека, которого героическое время сделало настоящим гражданином, активным и инициативным.
  3. Закрепление навыка анализа образа – персонажа (характера).

 

Методы и приемы: наблюдение, анализ, сравнение.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне.

 

Технологии обучения: технология проблемного обучения, метод проектов,  система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, компьютерная.

 

Вопросы, данные учащимся заранее:

  1. В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек – зенитчиц?
  2. Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
  3. Какое представление о героизме и подвиге в Великой Отечественной войне дается в повести?
  4. Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора - повествователя?
  5. Когда и с какой целью Борис Васильев использует авторскую характеристику Васкова, отступление в его прошлое (гл. 5,6); и в прошлое каждой из пяти девушек (гл.2,7,8,10,13)?
  6. Как раскрывается в повести проблема «Человек и обстоятельство»?
  7. Как вы понимаете название повести?
  8. Кому адресована повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»? Отвечая на этот вопрос, проанализируйте эпилог.

 

Эпиграф к уроку:

 

И не нас ли, ныне живущих, окрыляет на неустанный труд и на новые подвиги суровая ответственность, которую мы несем не только перед грядущими поколениями, но и перед светлой памятью тех, кто сражался и шел на смерть, защищая Родину…

                                                                                                                                               М.Шолохов.

 

Ход урока:

1.Вступительное слово о Б.Васильеве.

Мини-проект. Выступление заранее подготовленного ученика.

Автор произведений о войне. Родился 21 мая 1924 года в Смоленске.

Участник Великой Отечественной войны.

2.Беседа с  анализом текста.

  1. Где происходит действие повести?

          Действие повести происходит  в 1942 году на 171 разъезде Мурманской дороги.

  1. Краткий пересказ. Подчеркнуть своеобразие характеров Жени Комельковой и Риты Осяниной.  Неповторимостью наделены все другие героини повести.

   Предлагается проанализировать своеобразие характеров каждой девушки.

У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги. 

Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга .

Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание  уберечь, оградить.

Главное в Лизе Бричкиной – это ее близость к природе, открытая сердечность, а особенность Гали Четвертак – в ее способности преображать  действительность, в неуемности фантазии.

  1. Что мы узнаем о мирной жизни девушек на разъезде?

Озорные, веселые, они ведут себя  не так, как положено на войне. «Днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу,  трещали как сороки, загорали,  вместо команды – «полная насмешка»(«Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя –разводящая!) «Сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики». Сначала  просто не верится, что им  придется воевать, стрелять. А рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть.

 

Васильев показывает  самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война.

 

   5.У кого из девушек личный счет с врагами? Мини-проект. (Сообщение о Рите, Жене).

У каждой из девушек свой личный счет с фашистами.

У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке мужа».

У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку- всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пулемет».

 

    Как попали на фронт остальные? Что узнаем мы о прошлом Лизы, Сони, Гали?

У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.

У Сони Гурвич –«дружная очень большая семья в оккупированном Минске».

Она любит театр, поэзию.

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

 

Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц в повести незаметно вырастает емкий собирательный образ русской женщины, женщины – патриотки, защитницы своей Родины.

По сути, каждая из пяти  героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

 

  1. Что объединяет девушек?

На страницах повести поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь. С юмором изображаются будни  зенитной батареи, быт девичьего  подразделения, даже то, как  девушки  чисто по-женски налаживают отношения между собой, порой нарушая субординацию. Единодушно пытаются саботировать распоряжения сухаря Васкова.

 

С горечью пишет Васильев о том, как суровая действительность  войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой.

 

 

Это подтверждают следующие сцены:

  • когда Рита Осянин6а убивает своего первого немца. Потрясение от убийства, хотя оно  и являлось справедливым возмездием, настолько велико, что на поздравления девчат, «она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло.»
  • такие же чувства  испытывает  и Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить  врага прикладом « по живой голове» ( как говорит Васков). И это притом, что  у Риты и Женьки есть свой, и немалый,  счет к фашистам.

Объединяет всех героинь повести их готовность  без колебаний вступить в бой с врагами.

Против целой диверсионный группы специально  обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали в обнимку с трехлинейками пять девушек. Но сейчас они, не требуя никаких скидок для себя и не думая даже о них,  делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих.

 

  1. Почему воспоминания о довоенной жизни девушек автор дает перед описанием гибели каждой из них ?

Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно  дает почувствовать, как глупо, как несуразно и неправдоподобно было погибать в 19 лет.

 

Борис Васильев понимает и заставляет понять  нас, что понятия война и женщины несовместимы.

 

Они не знали ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости; еще ничего не видели в жизни, потому что были совсем зелеными. И погибают.

 

Постановка проблемного вопроса.

Как ведут себя девушки в трудную минуту и как погибают?

 

Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее  других?

Она стремилась поскорее выполнить приказ Васкова. Мы видим ее ужас и до последнего мгновения веру в то, что завтра будет и для нее».

 

  1. Кто из девушек вам особенно понравился и запомнился?

 

  1. Смерть Жени ( наизусть) гл. 13. Заранее подготовленный ученик.

 

  1. Почему Женя не затаилась, а приняла бой?

Она хотела хоть чем-то помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен довести дело до конца. Женя понимала, что уводя немцев в сторону от своих товарищей, она тем самым спасает их от верной гибели.

 

  • Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.

      Права ли Рита, выстрелив  себе в висок?

Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она осознает свое положение и положение раненого Васкова и не  желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому стреляет в себя.

 

  • Как погибли Соня и Галя ?

      Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.

      Можно ли осуждать их смерть ?

Конечно, осудить легче всего. Но вы представьте их в военном обмундировании с оружием в руках сначала на болоте, затем в лесу.

 

  • Какие чувства девушки вызывают у Васкова ?

Обе они – маленькие, «пигалицы городские». Соня худющая, как осенний грач, сапоги у нее на два номера больше, она топает ими, на спине вещмешок, в руках – винтовка. Она сильно измаялась, «аж  приклад по земле волочился. А личико остренькое, некрасивое. Но уж очень  серьезное. Васков думает о ней с жалостью и невольно задает ей вопрос как ребенок: «Тятя с мамашей  живы у тебя или сиротствуешь?» А после ответа и вздоха Сони «полоснуло Васкова по сердцу» от вздоха этого… И он подумал :  «Ах заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

 

А рядом с ней Галка – худющая замухрышка. Она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Представил ее, маленькую (Четвертачок) тоже с винтовкой с вещмешком, без сапога, в одном чулке.

В дырку большой палец торчит, синий от холода. И Васков обращается с ней как с ребенком. Ему хочется укрыть ее, уберечь, он берет ее на руки, чтобы она лишний раз не промочила ноги. А вспомним, как они переносят трудности пути.

Вот они идут через болото, Галка уже потеряла сапог. Но все упрямо лезут вперед, пыхтят и дальше: «Гнал он своих девчат ходко, но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только. Бежал, пока у самого хватило дыхания. А они за ним  худенькие, маленькие, в обмундировании, с оружием. И – ни слова жалобы.

Даже Соня  улыбается, а Галка обижается, почему ее в запасе оставляют. У нее жар, она больна, но молчит, только глаза печальные. А утром на вопрос Васкова: «Ну как ты?»  Отвечает : «Ничего,»- пытается улыбаться и сама  в  караул  вызвалась.     А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев. Соня погибла, потому что хотела сделать приятно Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь.

Сам Васильев вспоминает:

«Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток, чаще всего первокурсниц. Для них война была самой  страшной. Где-то среди них и «сражается  и моя Соня Гурвич».

Что говорит Васков после смерти Сони  и о чем думает ?

«Стихи читала».

 

Каково состояние Гали?

Соню хоронят, а Галка несет ее, потом по приказу Васкова должна надеть ее сапоги. «Наделенная от природы яркой фантазией, Галя сейчас физически, до дурноты ощущала, проникающий в ткани нож, чувствовала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови.

Это рождало тупой чугунный ужас». А рядом враги, смерть.

 

  • Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.

      Правы ли Рита и Женя желая поставить на комсомольском собрании вопрос о поведении

      Гали в бою?

  • Как расценивает поведение Гали Федот Васков?
  • Почему он берет Галю в разведку?

Он считает, что никакой трусости не было. «Трусость во втором бою только видна. А это просто растерянность. Васков всегда очень точно, неукоснительно выполнял устав, привык. А в нем сказано, что командир должен быть и воспитателем подчиненных. Поэтому он берет с собой Галю, хотя понимает, что лучше бы Женю.

 

  • Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.

      Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

Они бесстрашно перебрались через болото, не пали духом, узнав, что немцев намного больше, чем предполагали. Действовали  очень осторожно, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. И все они, если не считать растерянности и страха Гали Четвертак, погибли как герои, защищая Родину, понимая, что «Родина не с каналов начинается, совсем не  оттуда. Мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал»( Рита).

 

Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значимым  от того, что они женщины, исполненные  любви к людям, предназначенные самой природой продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими  захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее Родины.

  • Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.

            Почему, по вашему мнению, все  девушки погибают?

Война очень жестокой была. И гибель девушек подчеркивает эту жестокость.

На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: надо иметь ввиду, что речь идет  о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично  вооруженных солдатах, тогда еще не  сдавшихся  в плен. Чтобы их остановить , нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один  старшина и пять неопытных девушек. Но эти девушки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

Выразительное чтение последнего разговора Васкова и Риты ( гл.14).

 

(Исследование темы подвига продолжается в работе над образом старшины Васкова, центрального героя повести  ( эволюция героя)).

18.Кто является командиром девушек?

      Прошлое старшины  многое объясняет в нем сегодняшнем. Прежде всего, считая большой помехой, что «человек он почти без образования», хоть и  не его в этом вина: «аккурат в конце … четвертого  (класса) у него медведь отца  заломал». И стал он с 14 лет «и кормильцем, и поильцем, и добытчиком» в семье. «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был». А это объясняет в свою очередь, почему в армии он старшиной был, не только по званию, а по своей старшинской сути», которая стала своеобразной чертой его мироощущения. В старшинстве Васкова автор видит своего рода символ. Символ опорной коренной роли таких людей как Васков, добросовестных работников, трудяг во всей жизни  и в военной тоже. В качестве «старшого» он опекает бойцов, заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения задания.

     В «пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования».

     Но (педантичная) приверженность каждой букве устава выдает ограниченность кругозора старшины, ставит его нередко в смешное  положение.

     Взаимоотношения старшины и зенитчиц на первых порах складываются трудно именно оттого, что, с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают устав, а  с точки зрения девушек, - оттого, что Васков слепо  следует уставу, не в состоянии учитывать  живую жизнь,  которая никак не укладывается в уставные параграфы.

     Девушки  для старшины (на этом этапе) – «эх, вояки!», а  он для девушек – «пенек замшелый: в запасе 20 слов, да и  те из уставов» ( Само слово устав и другие  военные термины не сходят  с языка Васкова. Пытаясь, например,  выразить  свое впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной силы глаза, как стопятидесятимиллиметровая пушка-гаубица»).

      Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова.

      Необходимость поддерживать бодрость духа в своем маленьком отряде заставляет скупого на проявление чувств  старшину «улыбку изо всех сил к  губам прилаживать».

Узнавая девушек-бойцов, он проникается теплым сочувствием к горю каждой из них.

Сроднившись с этими девчатами  общей бедой, общими утратами, общим желанием  победить, отстоять свою землю, он говорит: «Да какой я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат».

Так в бою наполняется живой благотворной человечностью, расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к Васкову, доверяя его  жизненному опыту – военному, трудовому.

       Но еще более существенно  другое изменение в характере героя. Мы уже говорили  о том, что по складу мышления, по привычкам Васков – исполнитель, достойный самой высокой похвалы за свою добросовестность. А ситуация, в которой он оказывается, потребовала от него  умения самостоятельно принимать решения, догадываться о замыслах врага, предупреждать их.

И, преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. И делает все, что  действительно могло  быть  единственно правильным, необходимым и возможным. Учащиеся подчеркивают, что само отношение к уставу у старшины в этот момент не стало иным, но  сейчас оно не вызывает  усмешки, так как  в нем Федот Евграфыч ищет поддержку своим раздумьям.

      Васков рассуждает:

- Это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтоб ты вдаль  думать мог, на ту сторону, за противника.   

 

Б.Васильев  видит основу такого духовного  преображения старшины  в его исконных нравственных  качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности  «за все на свете»: за порядок на разъезде и за сохранность казенного имущества, за настроение  подчиненных и за соблюдение ими уставных правил.

Так в повести раскрывается связь между добросовестностью,   рачительностью  советского труженика и его способностью к высокой  гражданской активности. ( Вывод учащихся).

В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики:

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни  безнадежно – держать…. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно он, Ф.Е.В. был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг , да Россия».

Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на  Синюхиной гряде.

Так возникает  еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Это и есть мера героического, по Васильеву.

 

  1. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.

            Повесть заканчивается трагически, но почему все-таки она носит

            оптимистический характер?

  1. Как Б.Васильев показывает, что эстафета подвига продолжается ?

          (сегодня)?

  1. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.

           Почему  повесть так называется?

 

Подведение итогов.

 

Домашнее задание: Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…».

 

 

згарнуць

M.B. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Вели¬чества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

разгарнуць

M.B. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Вели­чества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Цели урока:-знакомство с биографией и творчеством М.В.Ломоносова;

- раскрытие роли вклада Ломоносова в развитие русской науки, поэзии и литературы;

- раскрытие понятия «оды»;

- анализ произведений М.Ломоносова;

-совершенствовать навыки выразительного чтения оды;

–пробуждать интерес учащихся к литературе и истории России 18 века.

Теория литературы: ода (знакомство с понятием).

Оборудование: портрет Ломоносова; проектор, компьютер, диск.

 

Ход урока

  1. Показ презентации.
  2. Составление тезисного плана (по статье учебника и презентации)

1.Детские годы. Учёба в Славяно-греко-латинской академии. Учёба в Германии.

  1. Академическая деятельность. Открытие по инициативе Ломоносова Московского университета.

Тест:

1.Где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

  1. Назовите первые учебные книги Ломоносова.

3.Куда ему удалось поступить в Москве?

4.Какой язык был международным языком науки в то время?

5.Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?

6.Какое научное звание он получил в Петербургской академии?

7.В какой науке Ломоносов открыл очень важный закон?

8.На какой планете он открыл атмосферу?

9.Что было открыто по его предложению в 1755 году?

  1. Теория «трёх штилей»: «высокий» - церковно-славянские слова, «средний» - русские слова с примесью церковных, «низкий» - русские слова, просторечные, мало церковных.

- Что такое теория «трёх штилей»?

«высокий»

«средний»

«низкий»

церковно-славянские слова и русские

русские слова с примесью церковно-славянских

русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских

героические поэмы, оды, трагедии

драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

комедии, эпиграммы, песни, басни

 

 

  1. Прославление Петра 1 как просвещённого государя.
  2. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Вели­чества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Демонстрируется портрет Елизаветы.(слайд 16 )

Сообщение, подготовленное учеником.

В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность России. В это верил также и Ломоносов.

- Определение оды находим в словаре, затем записываем в тетрадь. (Слайд17)

Ода — наиболее важный жанр в литературе XVIII в.

Ода - торжественное стихотворное произведение.

Чтение Оды на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”.

Работа с текстом. Идея просвещенной монархии – центральная в творчестве Ломоносова.

Определите главные темы од Ломоносова (тема родины, мира, науки и просвещения).

6.Составление композиционного плана оды.

  • Как построена ода? (Елизавета – науки – Петр – Россия – будущее науки).
  1. Прославление «тишины» (мира, слово-образ). Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.
  2. Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.
  3. Прославление Петра как творца новой России.
  4. «Наказ» Елизавете продолжать дело Петра.
  5. Картины российских просторов, богатств.
  6. Гимн науке.
  7. Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.

Идея оды - долг перед Отечеством, служение ему превыше всего.

  • Какие события упоминает автор? - Итак, называем темы (Мир, Россия, Елизавета, Петр 1, наука)
  • Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему мира и тему Петр 1.
  • Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему науки и тему Елисаветы Петровны.

Тема мира. «Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина, … Свое богатство по земле».

Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, России нужен мир и не нужны войны. Мир - основное условие и для успехов просвещения.

Тема Петра 1.Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны, затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы. Петре 1, которого он считал идеальным монархом и национальным героем.

«Послал в Россию человека, …Взирая на российский флаг…»

Это образ царя-гражданина, труженика, посвятившего себя служению государству, неустанно заботящегося об общем благе.

С чувством особого восхищения вспоминает поэт о том, что при Петре

…блаженны науки

Чрез горы и моря

В Россию простирали руки..

Ломоносов выражает надежду, Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.

Тема Елизаветы. В этих строках Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян.

«Когда на трон Она вступила, … Тебя прияв, облобызала; ( )

-Мне полно тех побед, сказала,- На целый Запад и Восток.

Тема науки. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего востока.

«О, вы, которых ожидает .. Науки пользуют везде».

  • Почему этот день так важен для поэта?
  • Какой предстала Россия? (Россия – сокровище, широкое поле для деятельности просвещенного человека.)
  • Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы? (Быть щедрой во благо Отчизны.)
  • Какими чувствами проникнута ода?
  • Что воспевает автор?(“Процветание” России, её богатства зависят от характера государственного правления.)

 

Язык оды. Найти и выписать примеры из оды.

  • Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.

 

Эпитеты: божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство, завистливый рок…

Метонимия : ( называется часть вместо целого) провожал в небесную дверь (дверь-часть рая) сие злату очистит жилу ( природные богатства)

Метафора : подать…ума плоды

Олицетворения: Россия ожидает видеть.

Гипербола: чрез горы, реки и моря.

Перифраза : ( замена определяющей чертой) бессмертия достойный муж ( Пётр 1)

Всевышний ( Бог)

-Какие художественные средства использует автор для создания торжественного высокого слога оды?

  • усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”);
  • славянизмы (“хощет”, “тщание”);
  • инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”);
  • особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);
  • сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);
  • эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки).

Задание. Составить словарь.

Словарь.

Невтонов — Ньютонов,

раченье (раденье) — старание, усердие;

от недр — из глубин.

  • К кому обращается автор в первых строках отрывка?

(Кмолодым соотечественникам).

  • К чему он их призывает?

(К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращи­вать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)

- Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю».

(Отечество, благословенны, ободренны, отраду)

 

  1. Выводы по уроку. Обобщение, подведение итогов, оценка работы учащихся.

-К чему Ломоносов призывает молодых соотечественников ? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих учёных, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра).

  1. Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть.

Подготовить сообщение о Г.Р.Державине.

Взаимопрверка.

Ключи.

1.б 5.а

2.в 6.в

3.б 7.а

4.в 8.б

 

 

Приложение 1.

  1. М.В. Ломоносов родился в

а) 1730 б)1711 в)1765

  1. Какой университет был основан по инициативе М.В. Ломоносова?

а) Свердловский б) Петербургский В) Московский

  1. Произведение М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» относится к жанру:

а) элегии б) оды в) послания

  1. Какое древнее искусство возродил М.В. Ломоносов?

а) скульптура б) архитектура в)мозаика

5.В какой европейской стране учился М.В. Ломоносов?

а) Германии б) Франции в) Англии

  1. Кого восхваляетМ.В. Ломоносов в своей оде?

а) королеву б)царевну в) императрицу

  1. Основные темы оды М.В. Ломоносова:

а) Петр 1, Елизавета, наука, мир;

б)труд, защита, Отечества, Петр ;

в) Елизавета, мир, любовь, счастье

8.Основные проблемы оды М.В. Ломоносова:

а) просвещенная монархия и мир;

б) служение отечеству и просвещенная монархия;

в) развитие науки и защита Отечества.

 

згарнуць

А.С. Пушкин «Няне»

разгарнуць

Тема урока: А.С. Пушкин «Няне».

Цель: Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомить с понятием « послание». Познакомить с фрагментами биографии Пушкина.

Задачи:

Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;

Развивающие : развивать речь, логическое мышление, воображение.

Воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.

                                                               Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Подготовительная работа.

Показ презентации и рассказ ведётся под музыку Вивальди «Зима».

–Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но  сегодня мы будем говорить  о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же? Конечно, о няне Пушкина.

–Как звали няню? ( Арина Родионовна.)

2 слайд

Арина Родионовна Яковлева – няня А.С.Пушкина.

3 слайд  – Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.

4 слайд

 – Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.

 – Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных.

5 слайд 

–Рядом с ним слева стоит небольшая деревянная избушка. Это домик няни.

6 слайд

– Простые деревянные стены, прялка в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью – всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла.

7 слайд

 –Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкина. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин – первый поэт России, её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня – простая неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной семейства Ганнибалов.

–Что означает фраза «была крепостной»?

 В год рождения Саши Арина Родионовна получила вольную, т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет.

8  слайд

– Воспоминания поэта о няне:

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

 Приговорки, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины…

И вот, спустя полтора месяца после возвращения из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне».

9 слайд

 3.Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.

–Понравилось ли вам стихотворение?

–Какую картину вы себе представили?

–Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4.Постановка учебной задачи.

–Сегодня мы будем учиться читать это стихотворение выразительно и познакомимся с новым видом лирики – посланием.

  1. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

 — Кому посвящено стихотворение?

–Каким чувством оно пронизано?

–В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

–Как называет поэт няню?

-– Почему он называет ее «подруга дней моих суровых»? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении? –Какие слова вам  непонятны?

10 слайд

Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

Вороты – устар. ворота.

Всечасно – постоянно.

Работа с « Толковым словарём».

–Определите лексическое значение слова дряхлая в повседневной речи.

 Дряхлая:

– старая, дырявая (одежда);

 –старая, ветхая, покосившаяся (изба);

– сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

-Определите лексическое значение слова голубка. Когда вы встречались с этим словом?

Голубка:

– особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

– так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

– голубь – символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).

–Могут ли вместе использоваться эти два непохожих слова?

Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта.

–Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Сколько иллюстраций – слайдов у вас получится?

1.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.         – строки рисуют забытый домик  в глуши сосновых  лесов.

 

2.Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы

в твоих наморщенных руках.

– представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

 

3.Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно  грудь. – кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

 

4.То чудится тебе… –возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. ( Приложение 6).

  1. Физминутка.

–На сколько частей можно разделить стихотворение? ( На 4.)

–Можно  разделить стихотворение на 4 части.

1 часть–обращение лирического героя  к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

От  чьего лица написано стихотворение?

–На что похоже это стихотворение? (На письмо.)

Слайд 12. –Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.

 Как же, с помощью  каких средств художественной выразительности, переданы в стихотворении чувства  героя и няни?

Найдите эпитеты в стихотворении? ( старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Найдите метафоры?( тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни)

Какие сравнения использует поэт? (горюешь, будто на часах – передают ее томительное ожидание)

–Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, темными красками,  т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.)

Как вы понимаете следующие слова и выражения?

« Подруга дней моих суровых…»? (В самые трудные времена няня была рядом с Пушкиным, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.) «Давно, давно  ты ждёшь меня…» (Пушкин вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждёт его в своей светлице.)   

« Горюешь, будто на часах…» (Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нём постоянно.)

« Глядишь в забытые вороты…»(Ворота забыты, т. е давно не отворялись человеком, которого в этом доме ждут. Няня глядит на них, словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.)

«Тоска, предчувствия, заботы, Теснят твою всечасно грудь…» (Переживания за дорогого человека вызывают волнения, сердце бьётся быстрее, кажется, что ему не хватает места в груди.)      

– Можно ли сделать  вывод, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так? ( Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».)

–Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет.)

  –Шёпотом прочтите стихотворение. Что вы услышали? («ждёшь, глушь, горюешь» мы слышим приглушённые звуки, шёпот.  Эти звуки подчёркивают тишину ожидания.)

–Найдите ключевые слова в каждой строке стихотворения, чтобы при чтении стихотворения выделить их голосом . Объясните свой выбор.

–Что главное надо передать при чтении стихотворения? (Любовь, тёплые чувства.)

–Как надо читать это стихотворение? (1 и 2 строки нужно читать с уважением, нежностью, восхищением (!). А дальше – грустно, спокойно, в раздумье.)

1–2 человека читают стихотворение.

–Если бы вы были композиторами, какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? (Спокойную, медленную, напевную, нежную)

Детям предлагаются 2 музыкальных фрагмента: Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» и «У камелька».

–Ребята! Послушайте два музыкальных отрывка. Как вам кажется, какой из них больше подходит к этому стихотворению?

В результате обсуждений, приходим к выводу, что «У камелька» – спокойная, нежная, напевная, но какая-то домашняя музыка. Создаётся впечатление, что несколько человек в приятной обстановке ведут задушевные разговоры. Она не подходит, так как няня одна, ждёт встречи со своим воспитанником. В этот момент она одинока.

-Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение под музыку (первый отрывок).

  1. Итог. Обобщение.

–С каким стихотворением познакомились на уроке?

–Какое стихотворение называется посланием?

–Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

–Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

–Перечитайте две первые строки произведения. Почему поэт не называет няню по имени?

–Он не называет её по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.

–Как относится поэт к своей няне?

  1. 8. Домашнее задание.

–Стихотворение заканчивается строчкой «То чудится тебе…» Нарисуйте дома, что могло причудиться няне.

Выучите стихотворение наизусть.

 

 

 

згарнуць

Знакомство со стихотворением А. С.Пушкина «Зимняя дорога»

разгарнуць

Тема: Знакомство со стихотворением А. С.Пушкина «Зимняя дорога».

Цель: познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

Задачи:

Обучающие: учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения;

Развивающие:  обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Подготовительная работа.

–Ребята! Вы любите путешествовать?

 –Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

–Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите? Поможет представить вам эту зимнюю поездку музыка в исполнении большого симфонического оркестра Гостелерадио. Называется она «Метель. Зимняя дорога».

–Что вы себе представили? Какие картины нарисовали?

–Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?

–А теперь давайте посмотрим, какой предстала зимняя дорога перед героем стихотворения Пушкина «Зимняя дорога», с которым мы сегодня познакомимся.

  1. Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.

Звучит стихотворение  в исполнении В. Ланового.

–Понравилось вам стихотворение?

–Каким настроением проникнуто стихотворение?

–Менялось ли настроение в процессе чтения?

– Поделитесь чувствами. Какие картины вы представляете, слушая это стихотворение? (Словесное рисование картин).

4.Постановка учебной задачи.

–Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться, как через описание природы поэт показывает личные переживания человека. Выясним, встречаются ли в этом стихотворении  мотивы, которые звучали в «Зимнем вечере»? Есть ли общее в настроении стихотворений?

  1. Анализ стихотворения.

–Прочитайте первую строфу.

– Каким настроением она проникнута?

–Как звучат строки?

–Какой звук часто повторяется? (Л )

–Как вы думаете, зачем? (Придаёт особую плавность, нежность).

–С какой целью поэт два раза использует слово «печаль»?

–Какое настроение у природы?

–Вспомните состояние природы в стихотворении «Зимний вечер». (Тревожная, враждебная).

–Что ощущается в природе в этом стихотворении? (Наоборот. Покой, гармония.)

–Найдите эпитеты в этом отрывке.

–Какой ещё приём использует автор?

–Как вы будете читать этот отрывок? (Медленно, плавно, напевно).

–Прочитайте выразительно.

–Прочитайте вторую строфу.

–Как бежит тройка?

 –Что означает слово борзая? (Быстрая.)

–Как вы понимаете слова «колокольчик однозвучный утомительно гремит»?

–Какой звук повторяется в этой строфе? (О). Зачем? (Придаёт заунывность звучанию).

–Чьё настроение передано в этом отрывке? (Настроение героя).

–Какие эпитеты использует поэт?

–Сравните этот отрывок с первым.

–Сохранился ли ритм? Слышится ли плавное звучание строк или что-то изменилось? ( Слышно чёткое, размеренное движение).

–Как будете читать этот отрывок?

Прочитайте выразительно.

  1. Физминутка.

–Прочитайте третью строфу.

Вспомним ещё раз стихотворение «Зимний вечер». Есть ли в нём мотив песни?

–О чём просил спеть лирический герой?

–А что слышится в песнях ямщика?

Как вы понимаете значение слова «долгая»? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.)

Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас какое действие оказывает? (И читателю невесело.)

Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное»

А что для героя родное?

Да, безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска». Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Читая стихотворение «Няне», «Зимний вечер», мы видели, что Пушкин рисует нам не только зимний пейзаж, но и показывает состояние человека. Душевное состояние путника видим мы и в стихотворении «Зимняя дорога»

Сравните состояние героя и состояние природы в первой строфе. Герой ощущает покой?

Подтвердите текстом.

Прочитайте выразительно.

–Прочитайте 4 строфу.

–Почему огонь или хату хочется увидеть на пути? (Кругом глушь и снег, а хочется домашнего уюта и тепла).

–Найдите эпитеты.

 –Какое значение имеет эпитет «чёрная»? Только ли цвет он обозначает? (Чёрные хаты – без огня, но «чёрный» - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни.)

–Как вы понимаете слова «только вёрсты полосаты попадаются одне»?

Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.

– «Вёрсты полосаты». С чем сравнивает поэт  вёрсты? (Жизнь тоже может быть полосатой: хорошее чередуется с плохим, светлые моменты с тёмными).

- Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.

– С какой интонацией будете читать этот отрывок?

–Прочитайте выразительно.

–Прочитайте 5 и 6 строфы.

–Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке.

( Будущее время).

–Почему герой думает о будущем, а перед этим автор использует слово скучно?(Мысли о будущем, а настроение настоящее).

–Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это  скорее мечта. О чём же мечтает герой? ( О доме, о друге, о человеческом счастье, о взаимопонимании).

–Прочитайте 6 строфу.

–Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении? (Вновь мотив природы. Песня ямщика. Вновь скучно, грустно.)

–Найдите глаголы в этой строфе? (Один глагол «смолкнул»).

–В какой форме использованы прилагательные? ( В краткой форме).

–Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя.

–Какое слово характеризуются чувства героя? (Грустно). И этот грустный итог подчёркивает несбыточность мечты о счастье.

Прочитайте этот отрывок выразительно. Какое настроение вы попытаетесь передать?

Звучит музыка Вивальди «Зима». Дети читают под музыку.

  1. Обобщение.

–Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой? (Да. Сохранилась бы надежда на лучшее.)

Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно.)

Стихотворение написано в декабре 1826 года. Друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы в Сибирь.

 Где в это время находился Пушкин? (В ссылке).

 Биографы Пушкина утверждают, что стихотворение  было написано в  поездке  поэта на допрос к псковскому губернатору.

Кто такие биографы?

Как вы думаете, соответствует ли настроение автора стихотворения  настроению героя?

Давайте ещё раз вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.)

Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения?

Что помогает Пушкину передать состояние природы и лирического героя? (Эпитеты, олицетворения, повтор слов).

Одинаково ли настроение героя и состояние природы?

К какому выводу мы пришли?

 Продолжите предложение: «Рисуя природу,  А. С. Пушкин изображает________________  (внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. )

–Послушайте мелодию под названием «Зимняя дорога» А. Афанасьева, Е. Булгакова. Чем этот музыкальный отрывок  похож на стихотворение «Зимняя дорога»? (Настроение не меняется, однообразие звуков, как и однообразие звучащего в стихотворении колокольчика, монотонность дороги.)

  1. Итог.

–С каким стихотворением познакомились?

–С каким стихотворением сравнивали?

–Что выяснили?

 Метод незаконченного предложения:

– Мне понравилось …

–Я понял, что …

– Я научился …

  1. Домашнее задание.
згарнуць