Внеклассная работа

Белорусские дороги А. С. Пушкина (литературное путешествие)

разгарнуць

Белорусские дороги А. С. Пушкина

(литературное путешествие)

 

...Народ, издревле нам родной. А. С. Пушкин

 

Цели: воспитание чувства любви и уваже­ния к литературе и ценностям национальной культуры через развитие интереса к творче­ству А. С. Пушкина; раскрытие связи писа­теля с Беларусью; развитие познавательных способностей учащихся, овладение практичес­кими навыками художественно-творческой деятельности.

 

Оформление: мультимедийная презентация. Сцена представляет собой интерьер дорож­ной станции XIX в.: столик, самовар, лампа, книги и другие элементы обстановки.

 

Ход мероприятия

Слово учителя. Путешествие начинается с подготовки. Перед тем как отправитьсяв путешествие, необходимо сказать о цели нашего пути и о том, кто зовёт нас в путь. Бесценное наследие А.С.Пушкина принадлежит не только России, но и народам всего мира. До­рого и близко его творчество и нам, белору­сам. По крупицам нам удалось установить связи А. С. Пушкина с Беларусью.

Путешествия во времена А. С. Пушки­на не были прихотью любознательных. Они служили одним из средств раскрепощения сознания. Путешествие могло послужить до­рогой духовного прозрения.

Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места вдаль, другой — сидеть себе на месте, листать обратно календарь.

 

Станция «XIII век. "...Народ, издревле нам родной"»

Ведущий 1. «...Народ, издревле нам род­ной». Так сказал Пушкин о белорусах в 1836 году. Эти слова появились в первой книге только что основанного им журнала «Совре­менник», где он говорит о родстве русского и белорусского народов.

Ведущий 2. Немногим известно о суще­ствовании версии о том, что Александр Пуш­кин, выводя свою фамилию от «Григория Пушки, который в XIII веке пришёл из Новугородка», имел в виду не Новгород, а бело­русский Новогрудок, что на Гродненщине. Подтверждение этой версии историки на­ходят в том, что слова «пушка» в то время в России не было. А белорусы использовали его в значении «коробка».

Ведущий 1. Предположение о том, что Пушкины пришли в Московское княжество из Беларуси, может быть подтверждено так­же и генеалогическими аргументами. Так, в книге «Геральдика», изданной в Санкт-Петербурге в 1990 году, сообщается, что «Пушкины, герба «Шелига», издавна владе­ли оседлостями в Новогрудском, Минском, Мстиславском воеводствах», а в изданном в Минске «Малом гербовнике Новогрудской шляхты» владельцем одного из имений в Но­вогрудской земле в XVIII веке указан Томаш (Фома) Пушкин.

Ведущий 2. Историк Михаил Ткачёв ис­следовал белорусскую ветвь генеалогического древа Пушкиных. По его данным, всего по­томков Александра Сергеевича на конец XX

века насчитывается более 300 человек. Среди них более 80 были связаны с Беларусью.

Ведущий 1. Впервые потомки Пушкина появились на белорусской земле во второй половине XIX века. В 1870 году в Новогрудке младенцем умер внук поэта Пётр, сын Александра Александровича Пушкина, ге­нерала, участника русско-турецкой войны. А его дочь Наталья вышла замуж за сослуживца отца Воронцова-Вельяминова, жила под Бобруйском, заботилась об образовании и здоровье крестьян.

Чтец. Яшчэ не ўдарыў стрэл Дантэса,

Яшчэ ў прасторы не заціх

3 Міхайлаускага да Адэсы

Калёсны гром перакладных.

...Сыходзе ўбок жабрак пахілы,

Глядзіць паштовай тройцы ўслед...

Ад горк1х дум, а не ад пылу

У дарозе пасівеў паэт.

І тут, і тут царом распяты

Зямля і воля на крыжы,

I, як жабрак, з мальбою хаты

Глядзіць услед: — Дапамажы...

На смуглым твары — болю выраз

Ад горкіх дум, ад сумных спраў.

 ...

Пад сонцам забл1шчэл1 тоні

I магілёускія муры.

Сустрэне гэтак да Адэсы

Паэта не адзін начлег.

Яшчэ далека стрэл Дантэса,

Крывавы вытаптаны снег.

Фурман — мой прадзед — пра спатканне

Апавядаў пасля не раз.

Дайшоў да нас, нібы паданне,

Пра Пушкіна яго расказ.

 

Первый гейм "Дальше, дальше, дальше!"

Вопросы 1-й команде:

  1. Имя матери А. Пушкина. (Надежда Осиповна.)
  2. 14 строк четырёхстопного ямба. А по-другому? (Онегинская строфа.)
  3. На каком языке написаны первые дет­ские стихи Пушкина? (На французском.)
  4. Способ разрешения конфликтов во вре­мена поэта. (Дуэль.)
  5. Эпиграф "Береги честь смолоду" к ка­кому произведению? ("Капитанская дочка".)
  6. Сколько лет было Онегину, когда он встретил Татьяну? (26 лет.)
  7. Продолжите фразу: "Мы все учились понемногу...". ("...Чему-нибудь и как-ни­будь".)
  8. Алеко — герой поэмы... ("Цыганы".)
  9. Имя и отчество отца А. С. Пушкина. (Сергей Львович.)
  10. Синтезом ранних поэтических иска­ний Пушкина явилась поэма... ("Руслан и Людмила".)
  11. Гришка Отрепьев, Борис Годунов — герои... (Трагедии "Борис Годунов".)
  12. Фамилия прадеда поэта. (Ганнибал.)
  13. Преимущественное состояние Онеги­на. (Скука, хандра.)

Вопросы 2-й команде:

  1. Год рождения поэта. (1799 год.)
  2. Как во времена Пушкина называли из­возчика? (Ямщик.)
  3. Любимый фольклорный жанр поэта. (Сказки.)
  4. Город, в котором родился поэт. (Мос­ква.)
  5. Кому принадлежат слова: "Угас, как светоч, дивный гений..."? (М. Ю. Лермон­тову.)
  6. Ленский молод. Ему без малого... (Осьмнадцать лет.)
  7. Продолжите фразу: "В тот год осенняя погода...".
  8. На каком языке Татьяна Ларина писа­ла письмо Онегину? (На французском.)
  9. Кому посвящено стихотворение "Ма­донна"? (Н. Гончаровой.)
  10. В чьём присутствии Пушкин читал свои "Воспоминания в Царском Селе" на публичном переводном экзамене? (Г. Р. Дер­жавина.)
  11. Знак Зодиака Пушкина. (Близнецы.)
  12. Куда был направлен Пушкин после окончания Лицея? (В Коллегию иностран­ных дел.)

13   Блудная дочь приезжает в родные ме­ста не в рубище, а в богатой карете в повес­ти... ("Станционный смотритель".)

 

Станция «1820 г. По маршруту поэта»

Ведущий 3. Пушкин дважды проезжал через белорусские сёла и города: когда ехал на юг из Петербурга и обратно, в своё родо­вое имение — село Михайловское. Один из первых собирателей сведений о русском поэте писал: «На перекладной, в красной рубашке и опояске, в поярковой шляпе скакал Пуш­кин по так называемому белорусскому тракту в Могилёв и Киев...» Это был ещё молодой Пушкин, и это был май 1820-го. А обратно, в 1824 году, возвращался опальный поэт в своё родовое имение под надзор местных властей. И снова его дорога в Великоруссию пролегала через Могилёв, Оршу, Витебск...

На Богом позабытые ландшафты

Взирал поэт.

А там, среди берёз, в глуши,

«Тараса на Парнасе» автор,

Ещё не безымянный,

Жил и рос...

Ведущий 4. Это уже современный бело­русский поэт напишет о той «сквозной» до­роге Пушкина через Беларусь.

Итак, первая встреча произошла в мае 1820 года. 2 апреля министр внутренних дел Кочубей получил политический донос на Пушкина. 19 апреля Карамзин сообщил Дмитриеву, что полиция узнала о вольно­любивых стихах Пушкина, об эпиграммах на властителей и друзья поэта опасаются последствий. Друзья бросились на выруч­ку. Правительство неожиданно увидело, что двадцатилетний поэт пользуется широкой общественной поддержкой.

Ведущий 3. Политическую ссылку зама­скировали служебным переводом. Получа­лось, что официально Пушкин отсылался на юг курьером, которому поручалось передать генералу Инзову документы чрезвычайной важности. Другого курьера не нашлось.

Ведущий 4. Поэту тем летом довелось по­бывать и в донских степях, и на Кавказе, и в Крыму, и в Кишинёве. В самом нача­ле цепи новых впечатлений была Беларусь. В подорожной указывались местечки и горо­да, уклоняться от которых запрещалось. Вот он, белорусский маршрут Пушкина, ехавше­го в южную ссылку: Полоцк, Витебск, Бабиновичи, Орша, Могилёв, Чечерск, Белица.

Катит по-прежнему телега,

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Ведущий 3. О чём думалось по дороге? Какие были встречи? Что запомнилось поэ­ту? Об этом в рукописях Пушкина, видимо, ни слова. Кажется, что пять или шесть дней, проведённых на дорогах Беларуси в мае 1820 года, не оставили ни малейшего следа. Нет ни стихов, ни дневниковых записей, ни пи­сем с дороги. Но вот в «Записках молодого человека», отрывке из ненаписанной пове­сти, встречается картина, которая вполне могла быть навеяна белорусскими впечатле­ниями.

«Какая скука! Иду гулять в поле. Раз­валившийся колодец. Около него мелкая лу­жица. В ней резвятся жёлтенькие утята под надзором глупой утки, как балованные дети при мадаме. Я пошёл по большой дороге: справа тощий озимь, слева кустарник и боло­то. Кругом плоское пространство. Навстречу одни полосатые вёрсты. В небесах медленное солнце, кое-где облако».

Ведущий 4. Тощий озимь, кустарник и болото вполне вписываются в пейзаж север­ной Беларуси. Дважды в этом маленьком отрывке повто­ряется: «Какая скука!» И конечно же, очень скоро окружившие поэта красоты полуден­ного брега окончательно затмили печальные виды Белорусского тракта. Затмили, но не изгладили из памяти.

Ведущий 3. Конечно же, были на этом пути у поэта разнообразные встречи: и не­ожиданные, и те, к которым он стремился. Трудно, например, сомневаться в том, что, проезжая через Витебск, Пушкин не загля­нул к служившему там отцу Антона Дельви­га. Наверняка, прощаясь с другом в Царском Селе, Дельвиг просил его об этом и, возмож­но, дал письмо к отцу.

   (Музыкальная композиция)

 

Второй гейм "Заморочки в сундучочке"

(по очереди 5 вопросов каждой команде)

  1. Кто является автором оперы "Евгений Онегин"? (П. И. Чайковский.)
  2. Назовите, из какого произведения Александра Сергеевича эта строфа:

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны, и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе. ("Песнь о вещем Олеге...")

  1. Кого Пушкин имел в виду, восклицая: "Друзья мои, прекрасен наш союз!"?

(Друзей-лицеистов.)

  1. Продолжите стихотворение "Зимнее утро": "Мороз и солнце; день чудесный!" ...
  2. Одним из центральных мотивов лири­ки Пушкина периода южной ссылки явля­ется мотив... (Свободы.)
  3. О ком язвительная эпиграмма поэта? Полумилорд, полукупец, Полумудрец, полуневежа, Полуподлец, но есть надежда, Что будет полным наконец. (О графе Воронцове.)
  4. Под каким именем Пушкин был изве­стен в кружке "Арзамас"? (Сверчок.)
  5. Место захоронения Пушкина. (Святогорский монастырь.)
  6. Сколько лет было Наталье Гончаровой, когда к ней посватался Пушкин? (18 лет.)
  7. Отчество Ивана Белкина, написавше­го повести. (Петрович.)

 

Станция «1824 г. Встреча А. С. Пушкина в Могилёве»

Ведущий 5. И вновь дальняя дорога... 31 июля 1824 года коллежский секретарь Пушкин выехал из Одессы на север по марш­руту, предписанному одесским градоначаль­ником Гурьевым, дав обязательство нигде не останавливаться в пути.

Ведущий 6. Можно представить себе на­строение поэта: после оживлённой Одессы он должен был поселиться в глухой деревне. Шестого вечером въезжает в Могилёв. Но здесь, пожалуй, лучше всего предоставить слово свидетелю:

А. П. Распопов: «6 августа 1824 года, когда перед манежем полковая музы­ка играла вечернюю зарю, а публика, поль­зуясь праздничным днём и приятною пого­дою, гуляла по Шкловской улице, проезжала на почтовых, шагом, коляска; впереди шёл кто-то в офицерской фуражке, шинель вна­кидку, в красной шёлковой, русского покроя рубахе, опоясанной агагиником. Коляска пово­ротила по Ветряной улице на почту; я немед­ленно поспешил вслед за нею, желая узнать, кто приезжает. Смотритель сказал мне, что едет из Одессы коллежский асессор Пушкин; я тотчас бросился в пассажирскую комнату и, взявши Пушкина за руку, спросил его:

Вы, Александр Сергеевич, верно, меня не узнаёте? Я племянник бывшего дирек­тора Лицея Егора Антоновича Энгелъгардта; по праздникам меня брали из корпуса вЦарское Село, где вы с Дельвигом заставля­ли меня декламировать стихи.

Пушкин, обнимая меня, сказал:

Помню, помню, Саша, ты проворный был кадет».

Ведущий 5. Свои воспоминания о встре­че с Пушкиным в Могилёве Александр Пе­трович Распопов опубликовал, когда ему было уже семьдесят три года. Естественно, что память могла и подвести. Тем более что вспоминался эпизод полувековой давности. Если картина появления Пушкина на могилёвской улице безусловно достоверна, как и сама встреча с поэтом на почтовой станции, то некоторые детали из последующего рас­сказа навеяны позднейшим чтением как про­изведений самого Пушкина, так и различной литературы о нём.

Ведущий 6. Разговор с поэтом запомнил­ся всем, говорили о поэме «Бахчисарайский фонтан», поэт поделился впечатлениями о своей одесской жизни, Воронцова он поно­сил. Пушкин расспрашивал молодых офи­церов об их службе. Кому-то запомнился неожиданный вопрос о том, сколько должно быть в России денщиков. Стали подсчиты­вать, и вышло, что до ста тысяч. «Сто ты­сяч загубленного народа, который должен сапоги чистить!» — восклицал и горячился Пушкин.

Ведущий 5. По свидетельству современ­ников, поэт не раз заявлял, что Могилёв ему понравился. Понравилось, как одеваются люди, как говорят. Впечатлила архитектура. Александр Сергеевич прогуливался по горо­ду, заходил в Иосифовский кафедральный собор, один из первых памятников класси­цизма в Беларуси. Пушкин отмечал позже, что православные храмы Могилёва совсем не похожи на аналогичные культовые сооруже­ния центральной части России.

Особняком поклонники предания пред­ставляют дом, в котором осуществлялось пированье — он стоит и сегодня, и здесь раз­мещено училище культуры.

Ведущий 6. В 4 часа утра всей гурьбой проводили его на почту, где, простившись, пожелали ему счастливого пути. 9 августа Пушкин прибыл в Михайловское. Начались томительные дни осадного сидения в псков­ской деревне. А молодые офицеры в Моги­лёве не раз вспоминали о своей встрече с поэтом. Когда в июне 1825 г. закончились занятия в учебной команде и все отправля­лись по своим полкам, родилась идея наве­стить Пушкина в Михайловском.

А. П. Распопов: «Мы с удовольствием в тот же день отправились, переночевали в гор. Опочке, а на другой день, не доезжая села Михайловского, встретили в лесу Пуш­кина: он был в красной рубахе, без фураж­ки, с тяжёлой железной палкой в руке. Он нас сейчас узнал, а Зенович, неповоротливая и неловкая фигура, от радости стал бро­сать свою шапку вверх, крича: виват, Пуш­кин, но никак не мог на лету схватить её. Пушкин от души хохотал, потом обнял его, благодаря за хороший приём в его доме. На крыльце дома в Михайловском гостей приветливо встретила Арина Родионовна. Четыре дня провели они у Пушкина. Езди­ли вместе с ним в Тригорское к П. А. Осиповой, где в это время среди гостей была и Анна Петровна Керн. Здесь читались сти­хи, танцевали, устраивали живые картины. Засиделись так долго, что были оставлены радушной хозяйкой ночевать».

               (Звучит вальс.)

 

Третий гейм "Тёмная лошадка"

Первая маска откровения.

Я познакомилась с поэтом в Петербурге. Мой отец — президент Академии худо­жеств. Пушкин часто бывал в нашем доме. Он предложил мне свою руку и сердце. Но родители, зная прошлое опального поэта, не дали согласия на брак. Поэт посвятил мне несколько лирических признаний. Одно из них — "Я вас любил...". Как меня зовут? (Анна Оленина.)

Вторая маска откровения.

Я много общалась с поэтом. В общении он очень неровен: то шумно весел, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томи­тельно скучен, и нельзя угадать, в каком расположении духа он будет через минуту. Впервые я познакомилась с поэтом в 1819 году в доме Олениных. Кто я? (Анна Керн.)

 

Станция «Время чтения классики...»

Ведущий 7. И всё-таки у истинного ху­дожника непосредственные жизненные впе­чатления никогда не пропадают даром. Всё так или иначе идёт в дело. Белорусские реа­лии всплыли в памяти Пушкина семь лет спустя, когда он приступил к новой работе.

Ведущий 8. Подготовительные тексты к «Истории Петра» пестрят названиями бело­русских городов и деревень. А. С. Пушкин подробно описывает битву под деревней Лес­ной. В «Истории Пугачёва» Пушкин говорит о том, что будущий предводитель крестьян­ской войны некоторое время скрывался в «раскольничьей» слободе Ветка.

Ведущий 7. Если продолжить разговор о возможном влиянии путешествия по Бела­руси на творчество А. С. Пушкина, то сле­дует отметить тот факт, что в самой знаме­нитой трагедии Пушкина «Борис Годунов» в речи персонажа Варлаама можно услышать много характерных для белорусского языка фраз и присказок: «Пей, да себя разумей», «Выпьем же чарочку за шинкарочку». Офи­циально считается, что А. С. Пушкин эту словесную музыку перенял у своего управ­ляющего Осипа Пеньковского — белоруса по происхождению. Однако с таким же успехом можно предположить, что высказывания эти поэт услышал во время поездки по Беларуси, запомнил и использовал в творчестве.

Ведущий 8. В рассказах о Пушкине есть такое место: «Роман "Дубровский" внушён был Нащокиным. Он рассказывал Пушкину про одного белорусского небогатого дворя­нина по фамилии Островский (как и назы­вался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в ост­роге».

Ведущий 7. На студии «Беларусьфильм» была создана экранизация по мотивам пове­сти Пушкина «Дубровский». Это были вер­сии экранного прочтения произведения — 4-серийный и 2-серийный фильмы «Дубров­ский», или «Высокородный разбойник Вла­димир Дубровский».

Ведущий 7. Што такое Пушкін для беларусаў? 3 дауніх часоў мы лічым яго сваім, бо чытаем у арыгінале, захапляемся яго высокай паэзіяй. Многіх яна натхніла на ўласную літаратурную творчасць.

Ведущий 8. Многія беларусы (найперш пісьменнікі) вучыліся ў Пушкша «свабодзе самавыяўлення, адданасці і ідэі служэння свайму народу, разуменню творчасці як вышэйшай праявы самаахвярнасці, смеласці, адданасці паэтычнай музе, розуму, здароваму сэнсу».

Ведущий 7. Яшчэ ў мінулым стагоддзі гэты ўплыў адчуў на сабе наш першы буй­ны мастак слова В. Дунін-Марцінкевіч. Маецца на ўвазе яго ідылія «Сялянка», якая перагукваецца з пушкінскай «Паненкай-сялянкай».

 

Пятый гейм "Гонка за лидером"

Задания 1-й команде.

  1. Социальное происхождение поэта.
  2. Кому посвящено стихотворение "Со­жженное письмо"?
  3. Головной убор Пушкина.
  4. Тот, кто изучает наследие Пушкина.
  5. Известная балерина времён поэта.
  6. Продолжите афоризм: "Чем меньше женщину мы любим...".
  7. Средство политического наказания поэта.
  8. Воинское звание Пушкина.

Задания 2-й команде.

  1. Любимое время года Пушкина.
  2. Орудие труда поэта.
  3. Виновник смерти Пушкина.
  4. Фамилия станционного смотрителя.
  5. Средство передвижения во времена поэта.
  6. Место дуэли.
  7. Имя няни поэта.
  8. Продолжите фразу: "Быть можно дель­ным человеком...".

 

Станцня «XX век. Пушкин говорит по-белорусски»

Ведущнй 9. У полі прыцягнення пушкінскай паэзіі мы бачым выдатнага беларускага дарэвалюцыйнага паэта Максіма Багдановіча. Класікі нашай літаратуры Янка Купала і Якуб Колас глыбока зачарпнулі з бяздоннай крыніцы пушкінскай паэзіі. Якуб Колас уплыў пушкінскай творчасці на сябе называў рашаючым: «Калі б не было Пушкіна з яго «Яўгеніем Анегіным», одай «Вольнасць» і «Пасланнем у Сібір», «Капітанскай дачкой» і казкамі, — пісаў Якуб Колас, — не было б, напэўна, і маіх паэм «Новая зямля» і «Рыбакова хата», лірыкі і прозы».

Ведущий 10. Як вядома, Аляксандр Пушкін быў не толькі любімым паэтам Якуба Коласа, але і яшчэ аднаго беларускага класіка — Янкі Купалы. У сваім артыкуле з красамоўнай назвай «Любімы паэт» Купала выказваў захапленне «прыгожым, чароўным вершам» вялікага рускага паэта і падкрэсліваў, што любіць Пушкіна за яго гордасць, «свядомасць чалавечай дастойнасці» і вальнадумства ў складаных умовах тагачаснага гістарычнага перыяду.

Ведущий 9. Гэтак жа адносіліся да твораў Пушкіна Максім Багдановіч, Паўлюк Трус і многія іншыя беларускія пісьменнікі, творчасць якіх развівалася пад уплывам рускай літаратуры. Паэт Паўлюк Трус пад уплывам паэмы Пушкіна «Цыганы» напісаў сваю вядомую паэму «Цыганка». Захапляўся творамі Пушкіна і Змітрок Бядуля. Да творчасці вялікага рускага паэта часта звяртаўся Ф. Багушэвіч.

Ведущий 10. Упершыню Пушкін прыйшоў у беларускую літаратуру ўжо ў сярэдзіне XIX стагоддзя ў паэме «Тарас на Парнасе». З'явіўся як паўнапраўны насельнік Парнаса, першы сярод рускіх класікаў:

Во нешта разам зашумелі,

Народ раздаўся на канцы,

I як бы птушкі праляцелі

Чатыры добрых малайцы.

Народ то быў ўсё не такоўскі:

Сам Пушкін, Лермантаў, Жукоўскі

I Гогаль шпарка каля нас

Прайшлі, як павы, на Парнас.

Ведущий 9. Упершыню Пушкін загаварыў па-беларуску недзе на пачатку 90-х гадоў XIX стагоддзя дзякуючы Адаму Гурыновічу. Паэт-рэвалюцыянер пераклаў верш «Эхо» («Рэха»), дзе голас рускага класіка загучаў па-беларуску нязмушана, натуральна:

Ці трубіць рог, ці гром грыміць,

Ці звер у лесе зарычыць,

Ці дзеўка песню за гарой

Вясёлую пяець?

На ўсё атвет вясёлы свой

Паветрыя даець.

Ведущий 10. Пушкін прыходзіў у свядомасць беларускіх паэтаў яшчэ на школьнай лаўцы як узор для пераймання і наследавання, як эталон, ідэал. Менавіта таму многія з іх прысвяцілі свайму творчаму настаўніку ўсхваляваныя і ўдзячныя радкі. I, безумоўна ж, з'яўлялася натуральнае жаданне пераўвасобіць Пушкіна па-беларуску. А вось як удалося ўвасобіць А. Куляшову па-беларуску класічную пушкінскую «Восень»:

Кастрычнік надышоў —

I гай ужо страсае

Апошнія лісты з пустых сваіх галін;

Дыхнулі халады — дарога падмярзае.

Булькочучы бяжыць яшчэ ручай за млын,

Ды ўжо ставок застыў; на ранку выязджае

Сусед мой паляваць сярод лясоў, далін,

I топчуць рунь палёў яго ліхія коні,

I будзіць брэх сабак дубровы ў час пагоні.

Адлігі не люблю; слата — вясной я хворы;

Бунтуе кроў; пачуцці сціснуты тугой.

Больш даспадобы мне зімовыя прасторы,

Суровыя снягі; як хораша зімой

Імчаць з сяброўкаю, калі іскрацца зоры,

Калі пад собалем, сагрэтая ў вазку,

Яна гарыць, дрыжыць і цісне вам руку!

Ведущий 9. А вось «Зімняя раніца» — лірычная, светлая, дзе снег «велікапышны», «зіхотны», «стылы» ў перакладзе Р. Барадуліна:

Мароз і сонца; дзень цудоўны!

Яшчэ ты дрэмлеш, друг чароўны —

Красуня, уставай, пара:

Даруй пяшчотнаму дакору —

Сустрэць паўночную Аўрору

Прыйдзі, як поўначы зара!

Учора, помніш, завіруха

Імгліла неба, выла глуха;

Пабляклай плямай з вышыні

Праз хмары поўня ледзь жаўцела,

I ты журботная сядзела —

А сёння... у акно зірні:

Пад сінізной нябёсаў сцішна

Кілімамі велікапышна

Зіхотна стылы снег ляжыць;

Празрысты лес адзін чарнее,

Праз іней елка зелянее,

I рэчка пад ільдом блішчыць.

Ведущий 10. Пераклады Аркадзя Куляшова, Кузьмы Чорнага, Максіма Танка і многіх іншых спрыялі сталенню беларускай літаратуры, распрацоўцы мастацкага інструментарыя, узбагачэнню беларускай літаратурнай мовы.

 

Станция «XXI век. В подорожную А. С. Пушкина»

Ведущий 1.

I размінуцца немагчыма.

На Чорнай рэчцы белы лёд.

Ты падаў на шынель Айчыны,

А не на утоптаны сумёт.

У скрусе поле і дуброва.

I дзень як чорны андарак.

Тваё параненае слова

Імчыць задумлівы вазак.

Ведущий 2.

Як цяжка дыхае свабода...

Ды ўсё ж не стоміць падарож,

Пакорнейшы слуга народа

і воін полымны яго ж!

О не, не скончыл1ся спрэчкі.,

Сыноў не зменел1 рады,

Хоць чараты стаяць, як свечкі,

Над Чорнай рэчкаю журбы.

Ты ўсходзіш зноў, паплечнік славы,

Над тленам звадак і акоў,

Як лёгкі воблак кучаравы,

Як сонца вечнае вякоў.

Ведущий 1. Некалі  В. Р. Бялінск1 зазначыў, што «Пушкін  належыць да з'яў, якія вечна жывуць і разв1ваюцца, не спыняюцца на тым пункце, на якім застала іх смерць. Кожная эпоха выказвае пра іх свае меркаванне, і як бы правільна яна не зразумела іх, заусёды пак1не наступнай за ей эпосе сказаць што-небудзь новае і больш праўдзівае, і ні адна нікол1 не выкажа ўсяго». Дазвольце паспадзявацца, што наша сустрэча выкажа хоць часінку таго новага, што скажа пра Пушкіна наша эпоха.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Артемьев, В. И. А. С. Пушкин в Белоруссии / Методические рекомендации в помощь пропагандистам книги. — Могилёв, 1989.
  2. Букчин, С. ...Народ, издревле нам родной: русские писатели и Белоруссия. Очерки. — Минск : Народная асвета, 1984.
  3. Лиокумович, Т. Б. Потомки А. С. Пушкина в Беларуси. — Минск : Ушверсггэцкае, 1999.
  4. Пушкш — беларуская культура — сучаснасць : матэрыялы М1жнароднай навуковай канферэнцьп. — Мшск : Беларусга. кшгазбор, 1999.
згарнуць

Игра «Знаем русский язык»

разгарнуць

Игра «Знаем русский язык»

Цели: расширить  знания учащихся по русскому языку,  развивать внимательность, сообразительность, собранность; воспитывать интерес к урокам русского языка, любознательность.

Ход мероприятия

1 тур

12 участников. Вопросы предполагают ответы «да», «нет». За правильный ответ – 1 балл.

Верите ли вы , что…

1.    Существительное тюль в русском языке мужского рода? (Да.)

2.    В русском языке 33 буквы? (Да.)

3.    Букву э придумал Петр 1? (Да.)

4.    Причастие –это самостоятельная часть речи? (Нет, форма глагола.)

5.    В слове обороноспособность 7 букв о? (Да.)

6.    Фразеологизм «авгиевы конюшни» обозначает «неубранное место, находящееся в беспорядке место»? (Да.)

7.    Самый древний знак препинания – запятая? (Нет, точка.)

8.    У глагола вынуть нет корня вообще? (Да.)

9.    Существительное ножища относится к  среднему роду. (Нет, к женскому – нога).

10.Глагол читать относится к 1 спряжению. (Да.)

11.Слово пожелтевший – это деепричастие. (Нет, причастие0.

12. Правильно торты. (Да.)

13.Существительное ночь относится ко 2 склонению. (Нет, к 3-му.)

14.Числительное пятый порядковое. (Да.)

15.Союз потому что сочинительный (Нет, подчинительный.)

После первого тура выбывают 4 участника с наименьшим количеством баллов.

Литературная пауза

ВОРОНА И ЛИСИЦА

   Уж сколько раз твердили миру,

   Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

   И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

   Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

   На ель Ворона взгромоздясь,

   Позавтракать было совсем уж собралась,

   Да позадумалась, а сыр во рту держала.

   На ту беду, Лиса близехонько бежала;

   Вдруг сырный дух Лису остановил:

   Лисица видит сыр, -

   Лисицу сыр пленил,

   Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

   Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

   И говорит так сладко, чуть дыша:

   "Голубушка, как хороша!

   Ну что за шейка, что за глазки!

   Рассказывать, так, право, сказки!

   Какие перышки! какой носок!

   И, верно, ангельский быть должен голосок!

   Спой, светик, не стыдись!

   Что ежели, сестрица,

   При красоте такой и петь ты мастерица,

   Ведь ты б у нас была царь-птица!"

   Вещуньина* с похвал вскружилась голова,

   От радости в зобу дыханье сперло, -

   И на приветливы Лисицыны слова

   Ворона каркнула во все воронье горло:

   Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

2 тур

8 участников.  Вопросы предусматривают 3 варианта ответа, один из которых правильный. Дети поднимают карточку с номером правильного ответа. Вопрос демонстрируется на проекторе. За правильный ответ – 1 балл.

1)Какого рода существительное кресло-качалка? (Ср.род.)

1.мужской род;

2.женский род;

3.средний род.

2)Какое растение существует?

1.Том-и-Джерри;

2.Сашка-да-Машка;

3.Иван-да-Марья.

3)Какая буква самая молодая в русском языке? (Ё.)

1.ё;

2.э;

3.я

4)Какой знак препинания необходимо  поставить в словах из известной сказки, чтобы спасти жизнь человеку: «Казнить нельзя помиловать»?

1.!

2.,

3. «»

5)Какого рода существительное фламинго?

1. женский род;

2.мужской род;

3.Средний род.

6.А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе?

1.И

2.Ничего.

3.А,Б

7.Какое местоимение может работать приставкой?

1.мы

2вы;

3.ты

8.Назовите лишнее слово среди синонимов:

1.красный;

2.фиолетовый;

3.алый.

9.Сколько букв в слове интеллигенция?

1.13.

2.12.

3.14.

10)На какой слог падает ударение в слове творог?

1.на первый;

2. на второй;

3.может как на первый, так и на второй.

После второго тура игру покидают 2 участника с наименьшим количеством баллов.

Поэтическая пауза

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева…

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно  полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их  в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь.

В.Шефнер

 

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь –

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В.Солоухин

3 тур

6 участников. Ответы на вопросы участники дают сами (пишут на листке). За правильный ответ – 2 балла.

1.    Название какой единственной в мире национальности является прилагательным,  употребленным в значении существительного? (Русские.)

2.    Образуйте форму множественного числа от слова дно. (Донья.)

3.    С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (Малина.)

4.    От какого слова произошло название сказочного персонажа Кощей? (Кость.)

5.    В русском языке для обозначения артистки балет используется слова балерина. Образуйте слов мужского рода, называющее эту профессию. (Солист балета.)

6.    Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Тире, кавычки, многоточие.)

7.    Маленьких детей просят показать ротик, носик, губки…, а вам придется показать, где у вас ланиты, чело, выя, десница, перст.

8.    Чем отличается невежа от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный.)

9.    Вы шляпу оденете или наденете? (Надеть.)

10.Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

После 3 тура выбывает 2 участника с наименьшим количеством баллов.

Этимологическая пауза

Дамоклов меч

У одного греческого тирана  Дионисия-старшего был приближенный вельможа Дамокл, который очень завидовал своему властелину и считал его счастливейшим из людей.

Однажды Дионисий решил проучить Дамокла. Во время пира он приказал слугам возвести Дамокла на трон, оказывать ему царские почести. Дамокл готов был прыгать от восторга. Но вот он поднял глаза вверх и замер: прямо над его головой острием вниз висел тяжелый меч, подвешенный на тонком конском волоске. Каждую минуту он мог сорваться прямо на голову Дамокла.

— Ну что теперь скажешь, Дамокл? — спросил тиран. — Спокоен ли я на своем троне?

С тех пор выражение дамоклов меч произносят, когда идет речь о нависшей опасности, которая может обрушиться в любую минуту.

Троянский конь

По греческому преданию,  это огромный деревянный конь, в котором спрятались  воины, осаждавшие город Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в город. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в Трою остальное войско. Троянский конь -это тайный, невидимый враг, которого не сразу и распознаешь

Ахиллесова пята

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной.

В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой.

Сизифов труд

В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном к царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле.

 Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала…

 Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.

4 тур

4 участника. На доске записаны категории. Участники поочередно выбирают категорию и номер вопроса. За правильный ответ – 3 балла.

Слова-иностранцы (необходимо дать лексическое значение слов)

1.Антракт – перерыв между актами спектакля.

2.Метаморфоза – изменения.

3.Полемика –спор.

Народная мудрость (необходимо закончить пословицы).

1.Волка ноги…(кормят).

2.Под лежачий камень… (и вода не течет).

3.Ум хорошо, а…(два лучше).

Фразеологизмы (необходимо объяснить фразеологизмы).

1.Прийти на разбор шапок – «опоздать»;

 2.Заячья душа – «человек, который всего боится, во всем неуверен»;

3.Втирать очки – «обманывать».

Имена (вопросы связаны с именами)

1.Как назовем взрослого Севу?

2.Какое женское имя заканчивается ни на а, ни на я? (Любовь.)

3. В каком имени 30 букв я? (Зоя.)

Слова-родственники (необходимо подобрать синонимы к словам.)

1.Волшебник (маг, чародей).

2.Маленький (миниатюрный).

3.Великолепно (превосходно).

Знаки препинания

1.Какой знак препинания часто болеет? (Больной вопрос.) 2. Самая лаконичная  в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только «?». Что получил писатель в ответ? («!»)

3.  Какой знак препинания сказал о себе:

Что о себе  сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (?)

Литературные герои

1.     Как звали бы кота Базилио из сказки, если бы он родился в России? (Васька.)

2.    Определите, в каком стихотворении встречаются следующие слова: спаленная, схватки, нынешнее, племя, доля, безделка, сечь, ликовал, сражен, молвил, очи, сражение, изведал, смеркалось, затеять (М.Лермонтов «Бородино».)

3.    У какого литературного героя слово дверь то имя существительное, то имя прилагательное? (Митрофан из «Недоросля» Фонвизина.)

 

Спряжение глагола

Склонение существительных

Порядковые числительные

Подчинительные и сочинительные союзы

Употребление  глаголов надеть, одеть.

Старинные названия частей тела человека.

Какого рода существительное кресло-качалка?

Какая буква самая молодая в русском языке?

Какого рода существительное фламинго?

А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе?

Какое местоимение может работать приставкой?

От какого слова произошло название сказочного персонажа Кощей?

Значение слов антракт, метаморфозы, полемика

Значение фразеологизмов втирать очки, авгиевы конюшни, заячья душа, прийти на разбор шапок.

У какого литературного героя существительное дверь то женского рода, то мужского?

 

 

 

 

 

згарнуць

Литературная викторина. 1-4 классы

разгарнуць

Литературная     викторина

1-4кл.

 

  1. Чем лечил больных бегемотиков Айболит?
  2. Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем.

О какой птице идет речь?

 

  1. Гуси-лебеди летят,

Унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем

От Яги домой добраться?

 

4.Какую награду обычно обещают  сказочные цари героям?

 

  1. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде плохо построенного моста.

 

  1. Сказочное существо, житель леса, дух леса?

 

7.Вспомните строчки из сказки, где были бы слова: скажи, доложи, милее, белее. Назовите автора, название сказки. Кому принадлежат слова?

 

8.Кто из этих собак пудель: Тотошка, Артемон, Каштанка?

 

9.Какие слова нужно произнести, чтобы вызвать Сивку-Бурку?

 

  1. Назовите авторов, название, героя сказки по описанию: кукла. Место работы- кукольный театр. Отличительная черта характера- воспитанность. Особая примета- волосы голубого цвета.

 

 

 

 

 

згарнуць

Литературный КВН (9-11 кл.)

разгарнуць

Литературный КВН (9-11 кл.)

Цели:

  • создать условия для привития детям любви к литературе, приобщить учащихся к искусству слова, богатствам русской литературы;
  • развивать творческие способности учащихся, мышление, навыки работы в коллективе;
  • воспитывать тактичность, чувство взаимопомощи.

Ход мероприятия

Чтец:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна – Литературия.

Ведущий: Мы начинаем КВН, посвященный великой русской литературе.

Выбор жюри.

Команды выходят на сцену.

1 конкурс «Визитка».

 Литературное представление команд (высший балл – 5).

2 конкурс «Разминка».

Каждая команда за одну минуту должна назвать авторов как можно больше произведений.

Вопросы для первой команды.

  1. «Капитанская дочка». (А.Пушкин.)
  2. «Мастер и Маргарита» .(М.Булгаков.)
  3. «Белеет парус одинокий».(М.Лермонтов.)
  4. «Мцыри».(М.Лермонтов.)
  5. «Ты жива еще, моя старушка».(С.Есенин.)
  6. «Маленький принц».(С.Экзюпери.)
  7. «Я к вам пишу, чего же боле..».(А.Пушкин.)
  8. «Кладовая солнца». (М.Пришвин.)
  9. «Недоросль».(Фонвизин.)
  • «Ромео и Джульетта».(У.Шекспир.)
  • «Алые паруса».(А.Грин.)
  • «Бежин луг». (И.Тургенев.)
  • «Квартет». (И.Крылов.)
  • «На дне».(М.Горький.)

Вопросы для второй команды:

  1. «Ася». (И.Тургенев.)
  2. «Ревизор». (Н.Гоголь.)
  3. «Пиковая дама».(А.Пушкин.)
  4. «Евгений Онегин».(А.Пушкин.)
  5. «Ночевала тучка золотая».(М.Лермонтов.)
  6. «Хамелеон».(А.Чехов.)
  7. «Герой нашего времени».(М.Лермонтов.)
  8. «Уроки французского».(Распутин.)
  9. «Волк и ягненок». (И.Крылов.)
  • «Горе от ума».(А.Грибоедов.)
  • «Василий Теркин».(А.Твардовский.)
  • «Кому на Руси жить хорошо».(А.Некрасов.)
  • «Война и мир».(Л.Толстой.)
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».(А.Пушкин.)
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки».(Н.Гоголь.)

Максимальный балл – 2.

3 конкурс «Домашнее задание».

Команды представляют инсценировки из произведений русской литературы. Максимальный балл – 5.

4 конкурс «Ты мне, я – тебе».

Каждая команда задает три вопроса команде-сопернице.

5 конкурс «Рекламная пауза».

Необходимо прорекламировать художественное произведение.

Максимальный балл – 5.

6 конкурс «Биографические загадки» (конкурс капитанов).

1.В лицее друзья называли его французом. Дуэль, на которой он был смертельно ранен, состоялась на Черной речке. Он является автором сказок, стихов, поэм, повестей, романа в стихах. (А.С.Пушкин.)

2.Воспитывался бабушкой Арсеньевой, рано лишился родителей. В 1840 году вышли единственный прижизненный сборник «Стихотворения» и роман «Герой нашего времени». (М.Ю.Лермонтов.)

3.Ему принадлежат афоризмы «Человек – это звучит гордо!», «Рожденный ползать – летать не может». Его называют «буревестником революции», он создатель Союза писателей, основоположник соц.реализма. В юности ему пришлось перепробовать около 20 профессий: он был садовником, дворником, грузчиком, поваром на судне, рыбаком… Его псевдоним созвучен с его жизнью. (М.Горький.)

3.Этот писатель вынужден был с 16 лет самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу в гимназии, более того, он умудрялся часть денег посылать матери. О себе он говорил так: «Медицина – моя законная жена, литература – незаконная. Обе, конечно, мешают друг другу, но не настолько, чтобы исключать друг друга».(А.П.Чехов.)

4.Писатель родился на Украине. В начале своего творчества он подписывался как В.Алов, Глечик,ОООО. После провала первого своего произведения он обошел все книжные лавки, купил и сжег все оставшиеся экземпляры книги. Популярен стал после выхода сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». (Н.В.Гоголь.)

5.Его называют «последним поэтом деревни». Детство прошло в с. Константиново. Родители хотели видеть сына учителем, но он выбрал поэзию. Многие свои стихи он посвятил американской танцовщице Эльсиноре Дункан. В своей автобиографии он сказал: «Что касается моих автобиографических сведений,- они в моих стихах». (С.Есенин.)

Отвечает капитан, который первым поднимет руку.

Максимальный балл – 2.

7 конкурс «Гонка за лидером».

  1. Назовите соперника Петра Гринева из «Капитанской дочки». (Швабрин.)
  2. Любимое время года Пушкина. (Осень.)
  3. В каком произведении и кто автор главное действующее лицо Городничий? («Ревизор» Гоголя.)
  4. Закончите фразу: «Мой друг, отчизн посвятим…» (…души прекрасные порывы.)
  5. Какое стихотворение в 1839 году сделало Лермонтова знаменитым и послужило причиной ссылки на Кавказ? («Смерть поэта».)
  6. Кому посвящено стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье»? (Анне Керн.)
  7. Убийца Пушкина.(Дантес.)
  8. Кто ждал алые паруса? (Ассоль.)
  9. Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». (Державин.)
  • Какое время года любила Татьяна Ларина? (Зиму.)

Команды выбирают номер вопроса.

Высший балл – 2.

Подведение итогов.

згарнуць

Игра-путешествие «По тропинкам сказочной Литературии»

разгарнуць

Игра-путешествие «По тропинкам сказочной Литературии»

Цели:

  • развивать у учащихся интерес к чтению, образное мышление;
  • придавать детям радость общения с книгой;
  • способствовать развитию фантазии и сообразительности, умению сопереживать героям, воспитанию в себе силы духа и смелости.

Оборудование: выставка книг, портретов сказочников, «доска объявлений», сказочные предметы, фасоль, горох, листы с заданиями, 2 листа ватмана, фломастеры.

Ход игры

2 команды, жюри.

1 конкурс «Визитная карточка».

Команды представляют себя, свою эмблему.

2 конкурс «Литературная разминка». Необходимо каждой команде в течение минуты ответить на наибольшее количество вопросов.

Вопросы для первой команды:

  1. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик.)
  2. Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса.)
  3. Кто спал на тюфяках и перине, под которыми была горошина? (Принцесса.)
  4. Как звали главных героев «Снежной королевы?» (Кай и Герда.)
  5. Из какого цветка появилась Дюймовочка? (Из тюльпана.)
  6. Кто из героев сказки помогал вытягивать репку после Жучки? (Кошка.)
  7. Кто разбил золотое яичко? (Мышка.)
  8. Какую обувь носил кот – друг маркиза Карабаса? (Сапоги.)
  9. Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка?» (Лубяная.)
  • Кто съел колобка? (Лиса.)
  • Из чего была сделана карета Золушки? (Из тыквы.)
  • Любимое блюдо Карлсона? (Варенье.)
  • У кого в голове опилки? (У Винни Пуха.)
  • Любимый праздник Карлсона. (День рождения.)
  • Друг крокодила Гены. (Чебурашка.)

 

Вопросы для второй команды:

  1. Как звали кота в «Приключениях в Простоквашино»? (Кот Матроскин.)
  2. Куда летал Незнайка? (На Луну.)
  3. Сколько богатырей было в «Сказке о царе Салтане?» (33 богатыря.)
  4. Что съела царевна, прежде, чем умерла? (Яблоко.)
  5. Во сколько часов Золушка должна была явиться домой? (В 12.)
  6. Злая старуха, которая вредила крокодилу Гене и Чебурашке. (Старуха Шапокляк.)
  7. Кем работал дядя Степа- великан? (Милиционером.)
  8. Сколько шариков было у Пятачка? (2.)
  9. Что потерял ослик Иа? (Хвост.)
  • Кто поломал теремок? (Медведь.)
  • Где спрятался седьмой козленок? (Под печкой.)
  • Каким был утенок, пока не стал лебедем? (Гадким.)
  • Кто помог Дюймовочке попасть в теплые края? (Ласточка.)
  • Кто хотел поменять хост на ноги? (Русалочка.)
  • Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого.)

3 конкурс «Бюро находок». Кому принадлежат предметы:

  • горошина (Принцессе);
  • красная шапочка (Красной Шапочке);
  • санки (Каю);
  • старое корыто (старухе);
  • красивая туфелька (Золушке);
  • маленькая гармошка (крокодилу Гене);
  • скорлупка грецкого ореха (Дюймовочке);
  • зеркало (мачехе);
  • волшебная лампа (Алладину);
  • метла (Бабе-яге);
  • яйцо (Курочке Рябе);
  • чугонок с топором (солдату);
  • живая вода (Ивану-царевичу).

 

4 конкурс . Игра «Помоги Золушке».

Рассыпаны на пол фасоль и горох. Одна команда собирает фасоль, другая – горох. Кто быстрее?

5 конкурс «Доска объявлений».По тексту нужно догадаться, кто написал объявление.

  1. Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать, писать, а также хорошим манерам. (Мальвина.)
  2. Одинокий мечтатель, рост 13 метров, вес 4 тонны, подарит пламенную любовь трехглавой подруге. (Змей Горыныч.)
  3. Всем принцам! Ближайшие сто лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать хочется.) (Спящая красавица.)
  4. Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и др. (Винни-Пух.)
  5. Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.)
  6. Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан.)
  7. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино.)
  8. Золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба.)
  9. Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная Шапочка.)
  • Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями. (Карлсон.)

 

6 конкурс «Нарисуй портрет». С завязанными глазами команда рисует портрет колобка. У кого лучше получится?

 

7 конкурс «Путаница».

Почтальон перепутал адресатов. Помогите найти, кому адресованы письма. Кто быстрее справится?

  1. Коту Матроскину. Зазеркалье.
  2. Гулливеру. Деревня Простоквашино.
  3. Василисе Премудрой. Цветочный город.
  4. Великому Гудвину. Тридевятое царство.
  5. Незнайке. Город Ленинград, улица Бассейная.
  6. Рассеянному. Яхта «Беда».
  7. Капитану Врунгелю. Королевство кривых зеркал.
  8. Гурду. Изумрудный город.
  9. Алисе. Лилипутия.

 

8 конкурс.Игра со зрителями.

  1. Дополни имя сказочного героя. За правильный ответ – фишка.
  • Сивка-…(Бурка),
  • Крошечка…(Хаврошечка),
  • Лиса …(Патрикеевна),
  • Царевна-…(лягушка),
  • Сапоги-…(скороходы),
  • Жар-…(Птица),
  • Иванушка-…(Дурачок),
  • Гуси-…(Лебеди).
  1. Вспомните, какая черта человеческого характера схожа с поведением животного:

Храбр как…(лев),

хитер как…(лиса),

труслив как…(заяц),

упрям как…(осел),

голоден как…(волк),

неповоротлив как…(медведь),

вынослив как …(лошадь),

драчлив как…(петух),

болтлив как…(сорока),

надулся как…(индюк),

сонный как (муха),

медлительный как …(черепаха).

 

9 конкурс «Домашнее задание».

Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

 

10 конкурс «Расколдуй портрет».

По описанию угадать героя.

  1. Всех излечит, исцелит

И под деревом сидит. (Айболит.)

  1. Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино.)
  2. Налетчик на варенье и плюшки. (Карлсон.)
  3. Самый круглый сказочный герой.) (Колобок.)
  4. Бородатый тиран кукол. (Карабас Барабас.)
  5. Очень грамотная знакомая Винни-Пуха. (Сова.)
  6. Девочка с необычным цветом волос. (Мальвина.)
  7. Мужчина, использовавший сковороду и перчатки, как наряд. (Рассеянный.)
  8. Сказочный герой немыслимой худобы, верящий в бессмертие. (Кощей .)
  • Герой с врожденными уродствами: одним туловищем, тремя головами, двумя ногами, двумя крыльями, одним хвостом. (Змей Горыныч.)
  • Это кровожадный герой покушался на жизнь семерых маленьких беззащитных серых существ. (Волк.)
  • Этот сказочный герой нес в подарок на день рождения горшочек меда, но мед неожиданно закончился. (Винни-Пух.)

 

Подведение итогов.

 

 

 

 

згарнуць

"Своя игра" по роману Л.Толстого "Война и мир"

разгарнуць

«Своя игра» по роману Л.Толстого «Война и мир»

1 тур

Портрет

5

25

10

20

15

Слово

15

25

10

5

20

Родство

15

20

5

10

25

Характеристика

5

25

20

10

15

Имена

20

5

25

10

15

2 тур

Вещи

10

15

5

20

25

Цифры

20

15

25

5

10

Деталь

15

20

5

25

10

Место

25

10

5

20

15

Пара

5

10

15

25

20

Эпизод

25

5

20

15

10

Портрет

5: «Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти»… (Пьер Безухов)

10: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками,… с своими сбившимися назад черными кудрями»… (Наташа Ростова)

15: «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю». (Лиза Болконская)

20: «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков». (Мари Болконская)

25: «Он был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет 25. Он был небогатый человек, без всяких связей. Он играл во все игры и почти всегда выигрывал». (Долохов)

Слово (кому принадлежат слова?)

5: «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что сделал все, что мог…» (Андрей Болконский)

10: «Я вас любила, я никому дурного не сделала. Ах, зачем вы это со мной сделали!» (Лиза Болконская)

15: «Да, может быть, я и люблю бедную девушку, что ж мне пожертвовать чувством и честью для состояния?» (Николай Ростов)

20: «Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый». (Марья Болконская)

25: «Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». (Андрей Болконский)

Родство (определите родство)

5: Андрей Болконский и княжна Марья (брат и сестра)

10: Наташа Ростова и Соня (кузины)

15: Жюли Карагина и Борис Друбецкой (муж и жена)

20:  княгиня Ростова и княгиня Друбецкая (подруги)

25: Пьер Безухов и Василий Курагин (зять и тесть)

Характеристика (о ком идет речь?)

5: маленькая княгиня (Лиза Болконская)

10: порох (Наташа Ростова)

15: медведь (Пер Безухов)

20: первая красавица Петербурга (Элен)

25: пустоцвет (Соня)

Имена

5: Имя сына Андрея Болконского (Николай)

10: Фамилии каких персонажей отличаются одной буквой? (Карагины, Курагины)

15: Как князь Василий ласково называл свою дочь Элен? (Лёля)

20: Один – погиб совсем еще ребенком во время сражения, второй – побывал на поле боя, в плену, чуть не был казнен за поджигательство. Оба  из них носят одно имя (Пьер-Петя Ростов)

25: Имя Карагиной на русский манер (Жанна)

Вещи (кому принадлежит вещь)

5: очки (Пьер Безухов)

10: ткань  для вышивания (Лиза Болконская)

15: портфель (старшему Безухову)

20: альбом с рисунками (Соня)                                                                                                                                    

25: образок святого (Мария Болконская)

Цифры

5: Сколько времени Наташа Ростова и Андрей Болконский должны были ждать согласия на брак старого Болконского? (1 год)

10: В каком году описаны самые первые события в романе? (1805)

15: Сколько денег проиграл Николай Ростов Долохову? (43 тысячи)

20: Во сколько лет Наташа Ростова собиралась замуж за Андрея Болконского? (16)

25: Сколько детей было у Наташи Ростовой? (4)

Деталь

5: Какое дерево символизирует возрождение князя Андрея? (Дуб)

10: Что видит князь Андрей, лежа раненым на поле сражения? (Облака)

15: Кто из героев не выговаривал все звуки? (Денисов)

20: -А вот не спросишь, не спросишь,- говорил маленький брат Наташе,- а вот не спросишь!

-Спрошу,- отвечала Наташа.(Мороженое)

25: Играть на…могут только дураки. (Счастье)

Место

5: Где находился салон Шерер? (Петербург)

10: Страна-союзник России в 1805 году, упоминаемая в романе. (Австрия)

15:  Имение старого князя Болконского. (Лысые горы)

20:  Имение, подаренное князем Андрею Болконскому (Богучарово)

25: Место, где Андрей Болконский был смертельно ранен (Бородино)

Пара

5: Она – некрасива, немолода, зато очень богата. Привлекла его, гусара, преданного сына своей матери своим внутренним богатством, уравновешенностью, праведностью, добротою.(Мария Болконская и Николай Ростов)

10: Она – жизнерадостная девочка, любящая петь и танцевать, мечтательная. Он – ловелас, имевший много побед над женщинами, да к тому же тайно женат. (Наташа Ростова и Анатоль Курагин)

15: Она – бесприданница, всю свою жизнь посвятила самопожертвованию, которое доставляло ей удовольствие. Он – тоже небогат, зато с большими амбициями, высокомерен, игрок. Он не смог простить  нанесенной ею обиды. (Долохов-Соня)

20: Она – хороша, неглупа, хорошо воспитана. Он – подающий надежды поручик. Он говорил очень точно. Молчал, когда велся разговор, его не касающийся, и говорил долго, если разговор заходил о нем. (Вера – Берг)

25:  Она – повзрослевшая, сильно изменившаяся, не представляющая себя вне семьи, детей, родных. Он – прошедший долгий путь исканий, познавший истинный смысл жизни. (Наташа Ростова – Пьер Безухов)

Эпизод

5: Встретились ли после разрыва Наташа Ростова и Андрей Болконский? (Наташа ухаживала за раненым Болконским)

10:  Как сложилась судьба Элен? (Умерла от грудной болезни)

15: За кого вышла замуж Жюли Карагина? (Борис Друбецкой)

20: Встретились ли Андрей Болконский и Анатоль Курагин после разрыва с Наташей? (В госпитале. Анатоль лежал с одной ногой)

25: какой эпизод завершает события в романе? (Сон Николеньки)

 

згарнуць