Олимпиада

Олимпиада по русскому языку и литературе 6 класс

разгарнуць

Олимпиада по русскому языку и литературе

 

6 класс

 

  1. Расставьте ударения в словах:

Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, полчаса, щавель, средст­ва (мн. ч.),

верба, кружева, премировать,  украинский.       

  1. Подчеркните слова, в которых рядом находятся 2 гласных звука:

Струя, майор, фойе, лауреат, галерея, филиал, боец, оазис, союз, ритуал.

  1. Разберите слова по составу:

Загадка, предположить, трёхмачтовый, вьётся,  заказал, на­бережная, тихо.

  1. Подчеркните ряд числительных одного разряда по значению:

1) три, двести, семеро; 2) шестой, двадцать, двое; 3) пять, трое, девятеро; 4) оба, третий, миллионный; 5) шестьдесят, один, четыреста, сорок.

  1. Исправьте ошибки в словосочетаниях:

остекленение балкона____________________________________________

интересное времяпровождение______________________________________

грейпфрукты полезны______________________________________________

необходим страховой полюс________________________________________

беспрецендентный случай___________________________________________

  1. Подчеркните главные члены предложения:

а) Дом строится рабочими

б) Брат с сестрой пришел в школу

в) Наш город украшает парк

г) Раньше всех берег увидел юнга.

 

 

  1. Допишите фразеологизмы:

Пускать пыль________________________________________

заговаривать________________________________________

проглотить__________________________________________

держать ________________________востро

водить______________________________________________

  1. Автобиографию, включающую наставления потомкам, написал:

1) Ярослав Мудрый

2)Владимир Мономах

3) Юрий Долгорукий

4) Александр Невский

5)Дмитрий Донской

6) Иван Грозный

  1. Укажите автора произведения.

1)«Дубровский»___________________________________________________

 

2) «Хамелеон»____________________________________________________

 

3) «Кавказский пленник»___________________________________________

 

4) «Кладовая солнца»______________________________________________

 

  1. Напишите сочинение-миниатюру «Скоро лето…».
згарнуць

Олимпиада по русскому языку и литературе 8 класс

разгарнуць

Олимпиада по русскому языку и литературе

 

8  класс

 

1.Составьте транскрипцию слова, взяв 4-ый звук от слова крылья, 4 звук от слова ящик, 3-ий звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Запишите полученное слово:

  1. Расставьте ударения в словах: Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим. 3. Подчеркните слово, образованное суффиксальным способом:

Избыточный, железосодержащий, околопочвенный, налегке, легализоваться

  1. Поставьте глаголы в форму третьего лица множественного числа: строить____________________________

колыхаться________________________

 бороться__________________________

 сеять_____________________________

 гонять____________________________

 присмотреться_____________________

 таять_____________________________

таить______________________________

 припаять__________________________

  1. Подчеркните местоимения в стихотворении А.Гитовича «Слово»:

                          Не забывай

          На праведном пути

          То, что старик Марк Твен

          Сказал когда-то:

          «Ты должен

          Слово нужное найти,

          А не его

          Троюродного брата».

  1. Правильно ли выражена мысль в данных предложениях? Исправь ошибки, если они допущены.

1) Расскажи кратко свою автобиографию. 2) В этом лесу появились первые грибы.3) Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли.4) Учитель видел будущую перспективу дальнейшего развития ученического коллектива

  1. Каково значение фразеологизма горячая точка? Какие еще фразеологические обороты со словом горячий вы знаете?
  2. Определите жанры произведений:

«Дубровский»____________________________

 «Лебедь, рак и щука»_____________________

 «Толстый и тонкий»_____________________

 «Зимнее утро»__________________________

 «Ромео и Джульетта»___________________

 «Цыганы»_______________________________

 

  1. О судьбе какого великого ученого и писателя рассказывает  Николай Некрасов в следующих строках стихотворения «Школьник»:

     … архангельский мужик

     По своей и Божьей воле

     Стал разумен и велик?

  1. Напишите сочинение-миниатюру «Компьютер: польза и вред…».

 

згарнуць

Олимпиада по русскому языку и литературе 7 класс

разгарнуць

Олимпиада по русскому языку и литературе

 

7  класс

 

1.Подчеркните в каждом ряду слова, в которых все гласные звуки одинаковые:

1) шина, липа, часы, крыло, мыло;

2) весна, пятак, вера, пятка, осетр;

3) шептать, жакет, цена, кентавр, пена.

  1. Подчеркните слова, в которых ударение падает на последний слог:

Апостроф, досуг, завсегдатай, квартал, колосс, облегчить, эксперт, силос.

  1. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор:

Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный

  1. Выделить приставки в словах:

 

Звукозапись, небезукоризненный, наискосок, переосмыслить,

 

первопроходцы, приоткрыть, прийти, самоопыляться, поневоле,

 

полупроводник.

 

  1. Запишите числительное словами:

Читатели библиотеки могут познакомиться с  75 493  новыми книгами

  1. Подчеркните глагол, от которого можно образовать только одну форму причастия:

Возвратить,  купаться,  читать, свернуться,  смешать.

 

  1. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

десница___________________________________________________________виктория_________________________________________________________

ланиты____________________________________________________________ветрило____________________________________________________________шуйца____________________________________________________________

  1. Какими частями речи являются выделенные слова?

 

1.Раз в крещенский вечерок девушки гадали. 2.Мне понравилась её брошь

 

в виде бабочки. 3.Что может быть лучше моря? 4.Я не спрашиваю, сделал

 

ли ты упражнение. 5.Сидеть в доме куда лучше, чем мёрзнуть на улице.

 

  1. Лишь единицы смогли добраться до берега.

 

  1. Определите термин по его значению:

 

1) Описание природы в художественном произведении________________.

2) Небольшое произведение лирического характера, написанное от лица автора или от лица вымышленного литературного героя________________.

3) Эпическое произведение – среднее между рассказом и романом, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности_____________________________________________.

4) Драматические произведение, предназначенное для  чтения и постановки на сцене______________________________________________________.

 

  1. Напишите сочинение-миниатюру «Счастливое детство – это…»

 

згарнуць

Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс

разгарнуць

Олимпиада по русскому языку и литературе

5 класс

 

  1. Подчеркните слова, в которых количество букв не совпадает с   количеством звуков:

    Объект;  бульон;  июнь;  ящик;  майор

 

  1. Поставьте ударения в словах:

 

Квартал, средства, револьвер, километр, отдал, камбала, петля

 

  1. Найдите и подчеркните слова с приставкой с:

  

Сдача, сгиб, сдоба, сгущенка, строитель

 

  1. В каждой группе из четырех слов подчеркните лишнее:

 

Бог, слог, враг, книг.

 

Друг, сапог, смог, мягкий.

 

  1. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите сначала однокоренные слова, а затем формы одного и того же  слова:

 

         Лес, - и ясно  лазурное небо гл…дится

         По-весеннему в светлые воды реки.

         Лес з…леный кругом,  м…лодой  и  р…систый,

         А в лесу т…шина,  и среди  т…шины –

         Только гол…с  кукушки.  Вещун  гол…систый!

         Отз…вись, доживу ли до новой в…сны?  ( И.Бунин)

 

  1. Подберите по 2 определения к словам:

тюль____________________________________________________________

рояль____________________________________________________________

фасоль___________________________________________________________

мозоль__________________________________________________________

шампунь_________________________________________________________

фамилия__________________________________________________________

 

 

  1. Укажите предложение, построенное по схеме: [ _______ _ . _ . _ . _ . _======].

   1) Утро сегодня холодное.

   2) Овраг зарос цветами.

   3) Мне позвонили из школы.

   4) Снег засыпал дороги.

 

  1. Определите, о каком герое идет речь. Укажите точное название и автора произведения:

 а) «Завтра новогодний прием, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти – как вы их там назвали? – подснежники.

________________________________________________________________

 

б) « Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз,  когда появилась за окном и кивнула ему головой, - теперь она представлялась ему совершенством.

________________________________________________________________

 

в) «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

________________________________________________________________

 

  1. Определите писателя по биографическим фактам:

 

 А) Родился в Москве; его дядя, Василий Львович, был известным поэтом; на мальчика оказала большое влияние няня; учился в Царскосельском лицее; В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю - ученику от побежденного учителя» ______________________________________________

 

 Б) Воспитывала его бабушка;  учился в Московском университете; поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; за одно свое произведение был сослан на Кавказ; погиб на дуэли._______________________

 

 

  1. Напишите сочинение-миниатюру «Мой сосед по парте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

згарнуць

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА

разгарнуць

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА

  1. Расставьте ударения в словах:

цыган, крапива, договор, искра, кухонный, каучук, звонит, арбуз, подошва, верба.

  1. Какой фонетический признак объединяет слова?

Отдалиться, просьба, сгибать

  1. Укажите словосочетания:

1) зелёный и оранжевый; 2) волчий хвост; 3) из-под камня;

4) полет кукушки, 5) мудрая мысль; 6) рано проснуться;

7) журавли курлыкали; 8) у дома.

  1. Укажите, в каких строчках припева «Песенки крокодила Гены»

написание слов полностью совпадает с произношением?

А я играю                       К сожаленью,

На гармошке                  День рожденья

У прохожих                    Только раз

На виду.                           В году.

  1. Запишите слова, соответствующие схемам (по два примера):

1)  приставка+ корень+суффикс+суффикс+окончание;

2)  приставка+корень+ суффикс;

3)  корень+суффикс+окончание

  1. Выполните орфографическую задачу.

Выпишите сначала однокоренные слова, а затем формы одного и того же слова.

Лес, - и ясно лазурное небо гл…дится

По-весеннему в светлые воды реки.

Лес з…леный кругом, м…лодой и р…систый,

А в лесу т…шина, и среди т…шины –

Только гол…с кукушки. Вещун гол…систый!

Отз…вись, доживу ли до новой в…сны? ( И. Бунин)

  1. Укажите предложение, построенное по схеме: [ _______ _ . _ . _ . _ . _======].

1) Утро сегодня холодное.

2) Овраг зарос цветами.

3) Мне позвонили из школы.

4) Снег засыпал дороги.

 

 

ОТВЕТЫ

5 класс

  1. Цыга`н, крапи`ва, догово`р, и`скра, ку`хонный, каучу`к, звони`т,

арбу`з, подо`шва, ве`рба.

5 баллов (0,5 за каждый правильный ответ)

  1. Озвончение глухих согласных. 1 балл
  2. 2), 4), 5), 6) 4 балла (0,5 за каждый правильный ответ).
  3. На виду. 2 балла
  4. 4 балла (0,5 за каждый правильный ответ)
  5. 1) Глядите, зелёный, молодой, росистый, тишина, голос, голосистый,

отзовись, весны (4 балла);

2) однокоренные слова: голос, голосистый (1 балл);

3) формы слова: тишина, тишины; лес, в лесу (2 балла)

Всего: 7 баллов

  1. 1) 1 балл

 

згарнуць

Комплексная работа по русскому языку и литературе. 7 класс

разгарнуць

7 класс

 

Комплексная работа по русскому языку и литературе

 

Русский язык

 

Задание 1.

Распределите слова по столбикам:

Ударение падает на 1-й слог

Ударение падает на 2-й слог

Ударение падает на 3-й слог

апостроф, донельзя, древко, дремота, знамение, избалованный, клала, коклюш, оркестровый, откупорить, петля, плато, сливовый, украинский, умно, ходатайствовать, юродивый.

 

Задание 2.

В каждой группе найдите "четвертый лишний" фразеологизм. Объясните    свой  выбор.

  1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
  2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу  не подточит.
  3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

 

Задание 3.

Запишите сочетания слов, графически обозначая орфограммы в окончаниях глаголов. Определите спряжение данных глаголов.

  Шипы кол…тся, осы жал…тся, хозяйка хлопоч…т, крош…т хлеб, дети хохуч…т, кузнечики стрекоч…т, туристы задерж…тся, круж…тся медленно, грустно шепч…шь, застел…т ковром, (не) хоч…тся уходить, волки рыщ…т, пищу ищ…т, что увид…т и услыш…т, трава колыш…тся, ненавид…т ложь и фальш...

 

Задание 4.

 Решите орфографические и пунктуационные задачи в данном отрывке, графически выделяя орфограммы и пунктограммы.

(Не)выносимый зной (не)подвижно висит над морем  в котором на (не)досягаемой глубине синеет опрокинутое небо.  Андрейка  (не)разгибаясь вместе с дедом выбирает добычу из сети.

Взглянув на небо мальчик (не)ожида(н,нн)о увидел что вверху из-за горизонта несутся (не)большие блестящие облачка.

Срывая гребни (не)проше(н,нн)ых волн  набежал ещё совсем (не)смелый порыв (не)жда(н,нн)ой и (не)зва(н,нн)ой бури и разрывая ещё (не)выбра(н,нн)ые полностью сети  в лодку хлынула вода. Старик поспешно стал выбрасывать ещё (не)переставшую трепетать рыбу.

 

 

Задание 5.

 Выполните морфемный разбор слов (разобрать слова по составу):

Впадинка, писательница, привлекательность, маечка, дороже, розочка, вороний, задумавшись, изорванный, опыление, недобор, посадочный, редколесье, книголюб.

 

Задание 6.

 Образуйте от данных глаголов все возможные причастия:

построить, бороться, мыть, видеть

 Задание 7.

 Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:

1)     Его решение обдума...о, профессионально.

2)     Он всегда действует обдума..о.

3)     Всё было тщательно обдума..о.

4)     Решение задачи крайне запута..о.

5)     То, что он принёс, было запута..о нитками.

6)     Он всегда всё говорит запута..о.

 

Русская литература

Задание 8.

В этой пьесе я "... решился собрать в одну кучу всё дурное в России... все несправедливости… и... посмеяться над всем...".  

О какой пьесе идет речь?

Кто ее автор?

Вспомните слова, которые являются эпиграфом к этой пьесе.

 

Задание 9.

Перед вами отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора.

1) «Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ……..»

2)  «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

3) «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».

 

Задание 10.                  

Определите жанр произведения:

а) А.Грин «Алые паруса».

б) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

в) И.А.Крылов «Свинья под дубом».

г) А.С.Пушкин «Дубровский»

д) А.И.Куприн «Тапёр»

 

 

 

 

 

 

7 класс

 

Комплексная работа по русскому языку и литературе

 

ОТВЕТЫ

 

Русский язык

 

Задание 1.

Распределите слова по столбикам:

Ударение падает на 1-й слог

дрЕвко, , клАла, пЕтля, знАмение, слИвовый,

Ударение падает на 2-й слог

коклЮш, дремОта, донЕльзя, откУпорить, петлЯ, платО, умнО, ходАтайствовать, юрОдивый

Ударение падает на 3-й слог

избалОванный, оркестрОвый, украИнский, апострОф,

По 0,25 за правильный ответ. Всего: 4,5 балла

 

Задание 2.

В каждой группе найдите  и подчеркните "четвертый лишний" фразеологизм. Объясните    свой  выбор.

  1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
  2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу  не подточит.
  3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

По 0,5 за правильно найденный «лишний» фразеологизм и по 0,5 за объяснение. Всего 3 балла.

 

Задание 3.

Запишите сочетания слов, графически обозначая орфограммы в окончаниях глаголов.

  Шипы колются (I спр.), осы жалятся (II спр.),  хозяйка хлопочет (I спр.),  крошит хлеб (II спр.), дети хохочут (I спр.), кузнечики стрекочут (I спр.),  туристы задержатся (II спр.), кружатся медленно (II спр.), грустно шепчешь (I спр.), застелет(I спр.) ковром, (не) хочется(разноспр.) уходить, волки рыщут (I спр.), пищу ищут (I спр.), что увидит(II спр.) и услышит (II спр.), трава колышется(I спр.), ненавидит(II спр.) ложь и фальшь.

По 0,2 за правильное написание и по 0,2 за правильное определение спряжения х 36 = 7,2. Всего: 7,2 баллов.

 

Задание 4.

 Решите орфографические и пунктуационные задачи в данном отрывке, графически выделяя орфограммы и пунктограммы.

Невыносимый зной неподвижно висит над морем, в котором на недосягаемой глубине синеет опрокинутое небо.  Андрейка, не разгибаясь, вместе с дедом выбирает добычу из сети.

Взглянув на небо, мальчик неожиданно увидел, что вверху из-за горизонта несутся небольшие блестящие облачка.

Срывая гребни непрошеных волн, набежал ещё совсем несмелый порыв нежданной и незваной бури, и, разрывая ещё не выбранные полностью сети, в лодку хлынула вода. Старик поспешно стал выбрасывать ещё не переставшую трепетать рыбу.

По 0,2 за орфограмму и пунктограмму(0,2 х (17 орфограмм +9 пунктограмм). Всего: 5,2 балла

 Задание 5.

 Выполните морфемный разбор слов (разобрать слова по составу):

 

Приставка

 

Корень

 

Суффиксы

 

Окончание

Постфикс

впадинка

в-

-пад-

-ин-  -к-

 

писательница

 

пис-

-а- -тель- -ниц-

 

привлекательность

при-

-влек-

-а- -тельн- -ость-

O

 

маечка

 

маеч-

-к-

 

дороже

 

дорож-

 

 

розочка

 

роз-

-очк-

 

вороний

 

ворон-

-ий-

O

 

задумавшись

за-

-дум-

-а- -вши-

 

-сь

изорванный

изо-

-рв-

-а- -нн-

-ый

 

опыление

о-

-пыл-

-ени[й]-

-[э]

 

недобор

недо-

-бор-

·                  

O

 

посадочный

по-

-сад-

-оч- -н-

-ый

 

редколесье

 

Редк-о -лесь-

-[й]-

-[э]

 

книголюб

 

Книг-о-люб-

·                  

O

 

По 1 баллу за правильно разобранное слово. Всего: 14 баллов

 

Задание 6.

 Образуйте от данных глаголов все возможные причастия:

 

П р и ч а с т и я

Д е й с т в и т е л ь н ы е

С т р а д а т е л ь н ы е

Наст. времени

Прошедш.времени

Наст. времени

Прошедш.времени

построить

---

построивший

---

построенный

бороться

борющийся

боровшийся

---

---

мыть

моющий

мывший

моемый

мытый

видеть

видящий

видевший

видимый

виденный

По 0,5 за каждое правильно образованное причастие. Всего: 6 баллов

 

Задание 7.

 Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:

1)     Его решение обдумаННо. (кр. прилаг.)

2)     Он всегда действует обдумаННо.(наречие)

3)     Всё было тщательно обдумаНо.(кр. прич.)

4)     Решение задачи крайне запутаННо. (кр. прилаг.)

5)     То, что он принёс, было запутаНо нитками. (кр. прич.)

6)     Он всегда всё говорит запутаННо. (наречие)

0,5 за правильное указание части речи, 0,5 за правильное написание.

Всего: 6 баллов

 

Русская литература

Задание 8.

В этой пьесе я "... решился собрать в одну кучу всё дурное в России... все несправедливости… и... посмеяться над всем...".  

О какой пьесе идет речь? – «Ревизор».

Кто ее автор? – Н.В.Гоголь.

Вспомните слова, которые являются эпиграфом к этой пьесе.- «На зеркало неча кивать, коли рожа крива» (пословица).

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего: 3 балла

 

Задание 9.

Перед вами отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора.

1) «Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ……..»   Андрей Гаврилович Дубровский Кириллу Петровичу Троекурову. «Дубровский». А.С.Пушкин

2)  «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили». Андрей Гринев (отец Петруши Гринёва) Савельичу. «Капитанская дочка». А.С.Пушкин

3) «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги». Иван Александрович Хлестаков своему другу Тряпичкину. «Ревизор». Н.В.Гоголь

0,5 за название произведения; 0,5 за автора; 0,25 за «кто», 0,25 за «кому»=1,5.

Всего: 4.5 балла

 

Задание 10.                  

Определите жанр произведения:

а) феерия

б) поэма

в) басня

г) повесть

д) рассказ

По 0,5 за каждый правильный ответ. Всего: 2,5 балла

 

згарнуць

Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс

разгарнуць

Олимпиада по русскому языку и литературе

5 класс

 

Задание 1. Сколько раз встречаются глухие согласные звуки в отрывке из сказки А.С.Пушкина?

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.      ____________________________________

 

Задание 2. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам:

Мелкий бассейн___________________________

Мелкий дождь_____________________________

Свежий хлеб_______________________________

Свежий журнал_____________________________

Тонкий лёд_________________________________

Тонкая работа_______________________________

 

Задание 3. Объясните значение выражений:

Как снег на голову___________________________________________________

Кот наплакал________________________________________________________

Зарубить на носу_____________________________________________________

Яблоку негде упасть___________________________________________________

В час по чайной ложке_________________________________________________

 

Задание 4. Если взять корень из слова полагать, приставку – из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание – из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предметов. Запишите это слово.

_____________________________________________________________________

 

Задание 5. Какой частью речи является слово смел в предложениях:

Как он смел! Как он смел? Замените эти слова синонимами, запишите полученные предложения.

Как он смел!________________________________________________________

 

Как он смел?________________________________________________________

 

Задание 6. В стихотворении В.Орлова над именами существительными надпишите падеж.

Зимняя бахрома

На сосне и на берёзе –                                                                И оставила

 

Бахрома;                                                                                         Распутывать весне

 

Белой пряжей                                                                                Эту пряжу на берёзе

 

Их запутала зима.                                                                         И сосне.

 

 

Задание 7. Найдите “четвёртое лишнее”, определив, какая из конструкций в каждом ряду не является словосочетанием. Подчеркните её.

1)чуть-чуть отдохнуть, синее небо, встретить незнакомца, школа открылась;

2) благодарим за услугу, у костра, глубоко нырять, заслуженная награда;

3) мороз и солнце, хмурое утро, приехали из деревни,

4) украшения жизни, падающая звезда, тише едешь, перед классом;

5) чистое озеро, бело-розовый, победить в конкурсе, успешно выступить.

 

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

В зрел..м возр..сте много раз наблюдал я во..ход солнца. Я встр..чал его в л..су когда перед ра(с,сс)ветом проход..т над м..кушками ветер когда ч..тко обозн..чаются на фоне неба ч..рные в..ршины д..ревьев. На тр..ве г..рит роса. Множеством блёсток св..ркает ра..тянутая в л..су п..утина. Пахнет см..лою. Сквозь л..сную чащ..бу стараешься прол..жить тр..пинку к реч..нке.

Видел я во..ход солнца над разными п..лями над густыми зар..слями кустов. В зерк..ле воды отражаются побл..дневшие звёзды. И вот под пение птиц ш..пот камышей поднимается солнце.                                        (По И.Соколову-Микитову)

 

Задание 9. Узнайте героев, приславших эти телеграммы. Напишите название произведения, укажите автора, жанр.

1) «Отпусти, старче. Откуплюсь, чем только пожелаешь».____________________________________________________________

2) «Виноват в голоде Волка. Помогите!»______________________________________________________________

3) «Пошла на базар. Купила самовар. Приглашаю к чаю»__________________________________________________________________

 

Задание 10. С этими местами связаны события произведений:

Блудово болото____________________________________________

Деревня Кистенёвка_______________________________________

Цветочный город__________________________________________

Слепая Елань______________________________________________

Олимп____________________________________________________

Напишите, в каких произведениях встречаются эти места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по русскому языку и литературе, 5 класс

 

Ответы

 

Задание 1. Сколько раз встречаются глухие согласные звуки в отрывке из сказки А.С.Пушкина?

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.     _32 раза

 

Задание 2. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам:

Мелкий бассейн – глубокий бассейн

Мелкий дождь – сильный дождь

Свежий хлеб – чёрствый хлеб

Свежий журнал – старый журнал

Тонкий лёд – толстый лёд

Тонкая работа – грубая работа

 

Задание 3. Объясните значение выражений:

Как снег на голову – неожиданно

Кот наплакал – мало

Зарубить на носу – запомнить

Яблоку негде упасть – тесно

В час по чайной ложке – медленно

 

Задание 4. Если взять корень из слова полагать, приставку – из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание – из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предметов. Запишите это слово.

прилагательное

 

Задание 5. Какой частью речи является слово смел в предложениях:

Как он смел! Как он смел? Замените эти слова синонимами, запишите полученные предложения.

Как он смел! (Имя прилагательное/имя прилагательное в краткой форме) – Какой он храбрый!

Как он смел? (Глагол/глагол в прошедшем времени) – Как он отважился? Как он посмел? Как он решился?

 

Задание 6. В стихотворении В.Орлова над именами существительными надпишите падеж.

Зимняя бахрома (И.п.)

На сосне (П.п.) и на берёзе (П.п.) –                  И оставила

 

Бахрома (И.п.);                                                      Распутывать весне (Д.п.)

 

Белой пряжей (Т.п.)                                              Эту пряжу (В.п.) на берёзе (П.п.)

 

Их запутала зима (И.п.).                                      И сосне (П.п.).

 

Задание 7. Найдите “четвёртое лишнее”, определив, какая из конструкций в каждом ряду не является словосочетанием. Подчеркните её.

1)чуть-чуть отдохнуть, синее небо, встретить незнакомца, школа открылась;

2) благодарим за услугу, у костра, глубоко нырять, заслуженная награда;

3) мороз и солнце, хмурое утро, приехали из деревни,

4) украшения жизни, падающая звезда, тише едешь, перед классом;

5) чистое озеро, бело-розовый, победить в конкурсе, успешно выступить.

 

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда чётко обозначаются на фоне неба чёрные вершины деревьев. На траве горит роса. Множеством блёсток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к речонке.

Видел я восход солнца над разными полями, над густыми зарослями кустов. В зеркале воды отражаются побледневшие звёзды. И вот под пение птиц, шёпот камышей поднимается солнце.                                 (По И.Соколову-Микитову)

При оценивании см. Нормы отметок за диктант

 

Задание 9. Узнайте героев, приславших эти телеграммы. Напишите название произведения, укажите автора, жанр.

1) «Отпусти, старче. Откуплюсь, чем только пожелаешь». Сказка о рыбаке и рыбке, А.С.Пушкин

2) «Виноват в голоде Волка. Помогите!» Басня «Волк и Ягнёнок», И.Крылов

3) «Пошла на базар. Купила самовар. Приглашаю к чаю» Стихотворение «Муха-цокотуха», К.Чуковский

 

Задание 10. С этими местами связаны события произведений:

Блудово болото_ «Кладовая солнца»_

Деревня Кистенёвка__ «Дубровский»

Цветочный город__ «Приключения Незнайки и его друзей»

Слепая Елань_ _«Кладовая солнца»_

Олимп__мифы

 

згарнуць